Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2008 г. N 78-Г08-28 настоящее решение отменено в части признания недействующим абзаца первого пункта 1.3 Порядка, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2006 г N 186-рп
Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 22 мая 2008 г. N 3-82/08
22 мая 2008 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А., с участием прокурора Левко О.В., при секретаре Ковалевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО " Санкт-Петербургский Региональный центр по ценообразованию в строительстве" и ООО " СтроиТexКомплектМонтаж" об оспаривании законности пункта 3 Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга N 186-ра от 13.12.2006г. и п. 1.3 утвержденного данным Распоряжением Порядка организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при определении стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, суд
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "N 186-ра от 13.12.2006 г" следует читать "N 186-рп от 13.12.2006 г"
УСТАНОВИЛ:
Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 13 декабря 2006 года N 186-рп " О порядке организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при определении стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" утвержден Порядок организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при определении стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (далее - Порядок) согласно приложению.
Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга опубликовано в "Вестнике Администрации Санкт-Петербурга", N 1 от 29.01.2007г.
Пунктом 3 указанного распоряжения установлено, что исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в заданиях на проектирование строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства, осуществляемого за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, обязаны указывать, что составление сметной документации должно Осуществляться с использованием индексов пересчета сметной стоимости строительства, утверждаемых в соответствии с Порядком, утвержденным в качестве приложения к данному Распоряжению Правительства Санкт-Петербурга.
Пунктом 1.3 Порядка предусматривает, что индексы пересчета сметной стоимости строительства и прогнозные индексы дефляторы разрабатываются государственным учреждением " Центр мониторинга и экспертизы цен" и утверждается распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли.
15 мая 2007 года Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга N 37-рп п. 1.3 дополнен абзацем, о том, что прогнозные индексы-дефляторы утверждаются по согласованию с вице-губернатором Санкт-Петербурга, отвечающим за решение вопросов экономического развития Санкт-Петербурга.
Заявители, полагая, что положения, закрепленные в п.З Распоряжения Правительства и в п.п.1.3 нарушают их права и обязанности, противоречат действующему федеральному законодательству, обратились в Санкт-Петербургский городской суд Санкт-Петербурга с данным заявлением.
В судебном заседании представители заявителей по доверенностям Зуев А.Е., Миконин А.Г., Штоколов А.И. поддержали заявленные требования и уточнив их просили суд признать недейстующими пункт 3 Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 13 декабря 2006 года N 186-рп " О порядке организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при определении стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" и п. 1.3 утвержденного данным Распоряжением Порядка.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Худякова Е.Л. полагала заявленные требования необоснованными, а правовую позицию заявителей ошибочной.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Левко О.В., полагавшего требования подлежащими удовлетворению частично, суд полагает требования заявителей подлежащими удовлетворению частично, в части п.1.3.Порядка, предусматривающего , что индексы пересчета сметной стоимости строительства и прогнозные индексы дефляторы разрабатываются государственным учреждением " Центр мониторинга и экспертизы цен" и утверждается распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, в остальной части требования удовлетворению не подлежат.
Так, судом установлено, что пунктом 3 Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга установлено, что исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в заданиях на проектирование строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства, осуществляемого за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, обязаны указывать, что составление сметной документации должно осуществляться с использованием индексов пересчета сметной стоимости строительства, утверждаемых в соответствии с Порядком (л.д. 9)
Как следует из первого абзаца Распоряжения и п. 1.1 утвержденного им Порядка, распоряжение издано в целях организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по эффективному и экономическому использованию средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов городского хозяйства. Утвержденный порядок предназначен для применения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, являющимися государственными заказчиками Санкт-Петербурга, а также получателями средств бюджета Санкт-Петербурга. Закон Санкт-Петербурга "О Правительстве Санкт-Петербурга" (ст.ст.2, 4, 8 ) определяют полномочия и компетенцию Правительства Санкт-Петербурга как постоянно действующего высшего исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
В силу статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. в целях обеспечения государственных нужд субъектов Российской Федерации заключаются государственные контракты. Под государственными нуждами субъектов Российской Федерации согласно ст. З Закона признаются потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков.
Согласно ст. 72 Бюджетного Кодекса РФ государственные(муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ под бюджетными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности субъекта Российской Федерации или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
В соответствии со статьей 8 Бюджетного Кодекса РФ установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ относится к исключительным полномочиям субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28 Бюджетного Кодекса РФ одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.
Регулирование отношений по защите имущественных интересов Санкт-Петербурга находится в ведении Санкт-Петербурга в силу статьи 73 Конституции, статьи 209 Гражданского Кодекса РФ, п.п. "в", "д" п.2 ст.21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательны (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, п.п.З п.1 статьи 12 и п.п.7 п.З ст.44 Устава Санкт-Петербурга, статьи 3 и п.7 ст.8 Закона Санкт-Петербурга " О Правительстве Санкт-Петербурга".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "п. 7 ст.8 Закона Санкт-Петербурга" следует читать "п. 7 части 1 ст.8 Закона Санкт-Петербурга"
Таким образом, п.З Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга N 186-рп принят в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством высшему исполнительному органу государственной власти Санкт-Петербурга. Правительство Санкт-Петербурга, как представитель собственника имущества города федерального значения установил правила взаимодействия исполнительных органов власти Санкт-Петербурга при определении стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в целях эффективного и экономного использования.
В этой части суд не усматривает противоречия указанной нормы действующему законодательству
Доводы заявителей в этой части суд полагает ошибочным толкованием действующего законодательства.
Суд полагает, что заявителями не представлено доказательств и в ходе судебного разбирательства не установлено нарушение прав и свобод заявителей.
Доводы заявителя о нарушении прав неопределенного круга лиц, суд не может признать обоснованными, так как действующее гражданское процессуальное законодательство не позволяет заявителю выступать в защиту неопределенного круга лиц (ст.251 ГПК РФ).
Далее, пункт 1.3 Порядка предусматривает, что индексы пересчета сметной стоимости строительства и прогнозные индексы дефляторы разрабатываются государственным учреждением "Центр мониторинга и экспертизы цен" и утверждается распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли.
Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга N 37-рп от 15.05.2007г. п. 1.3 дополнен абзацем, о том, что прогнозные индексы-дефляторы утверждаются по согласованию с вице- губернатором Санкт-Петербурга, отвечающим за решение вопросов экономического развития Санкт-Петербурга. Следует признать обоснованным действие обозначенной нормы в части утверждения индексов пересчета сметной стоимости строительства и прогнозных индексов дефляторов вице-губернатором Санкт-Петербурга, отвечающим за решение вопросов экономического развития Санкт- Петербурга. Указанная норма действует только при определении стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Согласно п.1 статьи 171 Бюджетного Кодекса РФ составление проектов бюджетов-исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно пунктам 2, 4 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга N 642-87 от 30.10.2003г. "О Правительстве Санкт-Петербурга" Правительство Санкт-Петербурга разрабатывает для представления Губернатором Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга проект бюджета Санкт-Петербурга, а также обеспечивает исполнение бюджета Санкт-Петербурга. Таким образом, представляется обоснованным утверждения индексов пересчета сметной стоимости строительства и прогнозных индексов дефляторов вице-губернатором Санкт-Петербурга, отвечающим за решение вопросов экономического развития Санкт-Петербурга.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "пунктам 2, 4 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга N 642-87 от 30.10.2003г" следует читать "пунктам 2, 4 части 1 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга N 642-87 от 30.10.2003г"
Между тем, наделение конкретной одной организации - государственного учреждения " Центр мониторинга и экспертизы цен" правом разрабатывать индексы пересчета сметной стоимости строительства и прогнозные индексы дефляторы и утверждение распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, что предусматривает п. 1.3 Порядка, суд полагает необоснованным. Данная норма в этой части выходит за пределы полномочий субъекта РФ. В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.06.2006 года N 135-ФЗ органам государственной власти субъектов РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 239 от 7 марта 1995 года с изменениями на 2008 год " О мерах по упорядочению государственного регулирования цен(тарифов) предусматривает не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме продукции, товаров и услуг предусмотренных пунктом 1 настоящего Постановления. Объективно установлено, что принятая и действующая норма находится в противоречии с федеральным законодательством.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "от 26.06.2006 года N 135-ФЗ" следует читать "от 26.07.2006 года N 135-ФЗ"
На основании изложенного, суд полагает правовую позицию заявителей в этой части обоснованной. Учитывая, что принятая норма ограничивает заявителей на свободное осуществление предпринимательской деятельности и иные права, цели и виды деятельности предусмотренные Уставом ООО "Санкт- Петербургский Региональный центр по ценообразованию в строительстве" (л.д. 12-16) и Уставом ООО "СтройТехКомплектМонтаж" (л.д. 34-35) доводы заявителей о нарушении прав признаются судом обоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,ст.ст.251-253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление ООО " Санкт-Петербургский Региональный центр по ценообразованию в строительстве" и ООО " СтройТехКомплектМонтаж" об оспаривании законности пункта 3 Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга N 186-ра от 13.12.2006г. и п.1.3 утвержденного данным Распоряжением Порядка организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при определении стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства за счет средств бюджета Санкт-Петербургазаявление# удовлетворить частично
Признать пункт 1.3 Порядка, утвержденного Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 13 декабря 2006 года N 186-рп "О порядке организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при определении стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства за счет средств бюджета Санкт- Петербурга в части слов " индексы пересчета сметной стоимости строительства и прогнозные индексы-дефляторы разрабатываются Санкт-Петербургским государственным учреждением " Центр мониторинга и экспертизы цен" и утверждаются распоряжением Комитета экономического развития промышленной политики торговли" - недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, в остальной части заявленных требований - отказать.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в ежедневной газете "Санкт-Петербургские ведомости" после вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Т.А. Гунько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО " Санкт-Петербургский Региональный центр по ценообразованию в строительстве" и ООО " СтроиТexКомплектМонтаж" обратились в суд с заявлением об оспаривании законности пункта 3 распоряжения Правительства Санкт-Петербурга N 186-рп от 13 декабря 2006 г. " О порядке организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при определении стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" и п. 1.3 утвержденного данным распоряжением Порядка организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при определении стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Пунктом 3 распоряжения установлено, что исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в заданиях на проектирование строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов городского хозяйства, осуществляемого за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, обязаны указывать, что составление сметной документации должно осуществляться с использованием индексов пересчета сметной стоимости строительства, утверждаемых в соответствии с утвержденным Порядком.
Пункт 1.3 Порядка предусматривает, что индексы пересчета сметной стоимости строительства и прогнозные индексы дефляторы разрабатываются государственным учреждением "Центр мониторинга и экспертизы цен" и утверждается распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли.
Суд удовлетворил заявление частично и признал пункт 1.3 Порядка в части слов "индексы пересчета сметной стоимости строительства и прогнозные индексы-дефляторы разрабатываются Санкт-Петербургским государственным учреждением "Центр мониторинга и экспертизы цен" и утверждаются распоряжением Комитета экономического развития промышленной политики торговли" - недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда мотивировано следующим.
Наделение конкретной одной организации - государственного учреждения " Центр мониторинга и экспертизы цен" правом разрабатывать индексы пересчета сметной стоимости строительства и прогнозные индексы дефляторы и утверждение распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли суд полагает необоснованным. Данная норма в этой части выходит за пределы полномочий субъекта РФ. В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26 июня 2006 года N 135-ФЗ органам государственной власти субъектов РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 239 от 7 марта 1995 года "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен(тарифов)" предусматривает не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме продукции, товаров и услуг предусмотренных постановлением. Таким образом, принятая и действующая норма находится в противоречии с федеральным законодательством.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 22 мая 2008 г. N 3-82/08
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2008 г. N 78-Г08-28 настоящее решение отменено в части признания недействующим абзаца первого пункта 1.3 Порядка, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2006 г N 186-рп