Решение Санкт-Петербургского городского Суда
от 16 апреля 2008 г. N 3-88/08
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2008 г. N 78-Г08-25 настоящее решение оставлено без изменения
Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Травкиной О.Ю.,
при секретаре Ковалевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вишневского Бориса Лазаревича и Резника Максима Львовича об оспаривании законности в части пунктов 32.23 и 32.23.1 Приложения 3 Закона Санкт-Петербурга " О бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", суд
установил:
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 31 октября 2007 года принят и 13 ноября 2007 года подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга N 534-107 " О бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.(л.д. 47).
Пунктами 32.23 и 32.23.1 Ведомственной структуры расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2008 год, являющейся приложением 3 к Закону Санкт-Петербурга о бюджете, предусмотрены расходы на реализацию Закона Санкт-Петербурга от 30.03.2006 N 152-14 " О целевой программе Санкт-Петербурга " Строительство административного делового центра в Санкт-Петербурге" в форме бюджетных инвестиций.(л.д. 53)
Заявители Вишневский Б.Л. и Резник М.Л. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об оспаривании законности и признании недействующим пунктов 32.23 и 32.23.1 Приложения 3 к Закону N 534-107 " О бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", указывая, что оспариваемые ими нормы противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации. Заявители указали, что инвестировав бюджетные средства Санкт-Петербурга в частную коммерческую организацию, органы государственной власти Санкт-Петербурга, тем самым уменьшили средства городского бюджета, которые в противном случае могли быть затрачены на социальные нужды горожан, в том числе на нужду заявителей.
В судебном заседании заявители поддержали свои доводы в полном объеме.
Представители Губернатора Санкт-Петербурга по доверенностям Бакаева Л.Н. и Шумилов А.С. полагали требования необоснованными.
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности Кузнецова Т.А. полагала требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы заявителей представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и представителей Губернатора Санкт-Петербурга, заключение прокурора Травкиной О.Ю., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, оценив собранные доказательства в совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований и приходит к следующему.
Так, судом установлено, что в обоснование своих доводов заявители ссылаются на то, что пункт 2 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями , включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом заявители ссылаются на то, что нарушен принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, принцип достоверности бюджета, предусмотренные Бюджетным Кодексом. Заявители полагают, что отсутствие технико-экономических обоснований при включении в бюджет Санкт-Петербурга на 2008 год расходов на реализацию Закона Санкт-Петербурга " О целевой программе Санкт-Петербурга " Строительство административного делового центра в Санкт-Петербурге не позволяет достоверно оценить необходимые расходы бюджета на строительство административного делового центра, ни достоверно оценить результат, получаемый от вложения значительных бюджетных средств Санкт-Петербурга.
Заявители полагают свои права нарушенными, так как вложение бюджетных средств в частную коммерческую организацию уменьшило средства городского бюджета, которые могли пойти на социальные нужды горожан и их нужды в том числе.
Между тем, Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ " О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" внес изменение в бюджетное законодательство. Так, согласно п.4 статьи 169 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 26.04.2007года N 63-Ф3 проект бюджета субъекта РФ составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), за исключением закона (решения) о бюджете.
В соответствии с п.2 статьи 5 Федерального закона N 63-ФЗ новая редакции ст. 169 Бюджетного кодекса РФ вступает в силу со дня официального опубликования указанного Федерального закона., т.е. с 28.04.2007года.
Согласно п.2 ст.8 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2007 N 371-77" О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге" проект бюджета утверждается на три года (очередной финансовый год и плановый период).Указанная норма действует с 31.07.2007года.
Согласно п.2 статьи 5 Федерального закона N 63-ФЗ и п.2 ст.46 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2007 N 371-77 " О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге" нормы о составлении проекта бюджета и об утверждении бюджета вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона и на следующий день после дня официального опубликования Закона Санкт-Петербурга.
Таким образом, проект бюджета Санкт-Петербурга на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов составлялся с учетом изменений, внесенных в Бюджетный Кодекс РФ Федеральным законом N 63-ФЗ. В соответствии с п.1 статьи 5 Федерального закона N 63-ФЗ данный Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2008г., за исключением отдельных положений.
Согласно статьям 65, 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета и, в частности, формирование расходов бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде и в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставлять физическому или юридическому лицу , иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно Приложения 3 п.п.32.23 и 32.23.1 предусмотрены расходы бюджета Санкт-Петербурга на 2008 год на реализацию Закона Санкт-Петербурга " О целевой программе "Строительство административного делового центра в Санкт-Петербурге" и бюджетные инвестиции(л.д. 53).
Поскольку Закон Санкт-Петербурга о бюджете должен исполняться с 1 января 2008года, следует отметить, что согласно ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, п.3 ст.8 Закона Санкт-Петербурга " О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге" финансовый год соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря. Соответственно, распределения расходов бюджета на 2008 год исполняется с 01.01.2008 по 31.12.2008года , а именно в период действия ст.80 Бюджетного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 26.04.2007 года N 63-ФЗ. Кроме того, в соответствии со ст.ст. 6 и 65 Бюджетного кодекса РФ, бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, в соответствии с которыми осуществляется формирование расходов бюджетов бюджетной системы. В соответствии со ст.7 Закона Санкт-Петербурга N 179-58 от 06.11.97(в редакции от 25.04.2003г) " О целевых программах Санкт-Петербурга" целевые программы Санкт-Петербурга включаются отдельными строками в ведомственную классификацию расходов бюджета Санкт-Петербурга в объеме финансирования, предусмотренном на очередной финансовый год законом Санкт-Петербурга о соответствующей целевой программе Санкт-Петербурга.
Далее, представляется, что доводы заявителей о необходимости применения п.2 ст.80 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций - нельзя признать обоснованными.
Как уже отмечалось судом, с учетом внесенных изменений, в том числе и в статью 80 Бюджетного Кодекса РФ, Федеральным законом N 63-ФЗ от 26.04.2007 года , данная статья изложена в новой редакции, согласно которой в положениях данной статьи отсутствуют вышеперечисленные требования. Суд полагает, что ошибочное толкование заявителями действующего законодательства привели к ошибочному суждению о нарушении действующего законодательства органами государственной власти субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга при принятии бюджета Санкт-Петербурга на 2008 и последующие 2009 и 2010 года.
Ссылки заявителей на информацию полученную ими на сайте "Охта центра", суд не может рассматривать в качестве доказательств правовой позиции заявителей, так как публикация интернетсайта может рассматриваться не более как информационное сообщение,поскольку указанный сайт не является официальным изданием органов государственной власти.
Далее, суд полагает доводы заявителей о том, что вложение бюджетных средств в частную коммерческую организацию уменьшило средства городского бюджета, которые могли пойти на социальные нужды горожан и их нужды в том числе-несостоятельными.
Согласно Федерального закона " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" , статьи 8 Бюджетного Кодекса РФ, Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2007 N 371-77 " О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге" Закон Санкт-Петербурга N 534-107 " О бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" принят в пределах компетенции и полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга.
Закон Санкт-Петербурга в оспариваемой части(пункты 32.23 и 32.23.1 приложения 3 устанавливает соответствующие бюджетные обязательства. В указанных пунктах расходы бюджета Санкт-Петербурга на 2008 год были сформированы исходя из объема средств бюджета Санкт-Петербурга на 2008 год, определение объема средств входит в компетенцию органов государственной власти и находится за пределами полномочий граждан-заявителей Вишневского и Резника. В связи с чем, суд полагает доводы заявителей о нарушенных правах вследствие того, что вложение бюджетных средств в частную коммерческую организацию уменьшило средства городского бюджета, которые могли пойти на социальные нужды горожан и их нужды в том числе -несостоятельными, основанными на эмоциональном восприятии информации, без представления каких либо конкретных доказательств, основанных на объективности и достоверности.
Что касается доводов заявителей о нарушении принципа доступности и достоверности, то у суда отсутствуют основания полагать, что этот принцип нарушен. Принцип гласности, прозрачности, открытости, достоверности и доступности бюджетной системы РФ означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления, обязательную открытость для общества и средств массовой информации и т.д. Оспариваемый заявителями Закон с приложением был официально опубликован в "Вестнике Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" N 36/1 (л.д. 83) .Таким образом, принцип закрепленный ст.36 Бюджетного Кодекса РФ соблюден.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что основания позволяющие признать недействующим Закон Санкт-Петербурга N 534-107 " О бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в оспариваемой части - отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Вишневского Бориса Лазаревича и Резника Максима Львовича об оспаривании законности в части пунктов 32.23 и 32.23.1 Приложения 3 Закона Санкт-Петербурга " О бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Т.А.Гунько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского Суда от 16 апреля 2008 г. N 3-88/08
Текст решения официально опубликован не был
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2008 г. N 78-Г08-25 настоящее решение оставлено без изменения