Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Н.Ф. Гуцан, судей О.В. Герасиной, С.Ф. Зыбина, Л.В. Кулешовой, В.Г. Петухова, А.В. Шевченко,
с участием представителей заявителя Н.А. Боер, С.Н. Клеменкова, С.Н. Никешина, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р. Уланова, представителя Губернатора Санкт-Петербурга Н.А. Борисова,
руководствуясь положениями пункта 5 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пункта "б" статьи 3, статей 30, 63, 76 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.А. Зуйкова, Ю.В. Карпенко, А.Г. Крамарева, С.А. Малкова, С.Н. Никешина о толковании отдельных положений подпункта 2 пункта 4 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга,
установил:
1. В Уставный суд Санкт-Петербурга 29 октября 2008 года поступил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.А. Зуйкова, Ю.В. Карпенко, А.Г. Крамарева, С.А. Малкова, С.Н. Никешина о толковании положений подпункта 2 пункта 4 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга применительно к определению понятия "иная творческая деятельность".
По мнению заявителя, существует неопределенность в понимании положений подпункта 2 пункта 4 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга в части слов "иная творческая деятельность", поскольку указанные положения Устава Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, не позволяют определить характер "иной творческой деятельности".
Определением Уставного суда Санкт-Петербурга от 08 декабря 2008 года N 024/08-1 запрос принят к рассмотрению.
В судебном заседании представитель заявителя С.Н. Клеменков заявил, что в связи с обнаружившейся неопределенностью понятия "иная творческая деятельность", содержащегося в положениях подпункта 2 пункта 4 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга, возникает вопрос о том, занятие какой иной творческой деятельностью, помимо преподавательской и научной, может считаться уважительной причиной отсутствия депутата на заседаниях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Представителями заявителя Н.А. Боер и С.Н. Никешиным в судебном заседании высказана позиция, согласно которой Уставный суд Санкт-Петербурга в рамках полномочий по толкованию Устава Санкт-Петербурга может устранить неопределенность понятия "иная творческая деятельность", указав перечень возможных видов творческой деятельности, которыми могут заниматься депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, либо определив критерии отнесения видов деятельности к "иной творческой деятельности", руководствуясь которыми Законодательное Собрание Санкт-Петербурга сможет разработать соответствующий правовой акт.
Из позиции представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р. Уланова следует, что неопределенность в понятии "иная творческая деятельность" отсутствует. Ограничения, связанные с осуществлением депутатской деятельности, в виде запрета заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, установлены положениями федерального законодательства. Занятие депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга творческой деятельностью не должно освобождать его от выполнения депутатских обязанностей.
По мнению представителя Губернатора Санкт-Петербурга Н.А. Борисова, производство по делу подлежит прекращению на основании положений подпункта 1 пункта 1 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга". Положения подпункта 2 пункта 4 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга воспроизводят положения пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Толкование положений подпункта 2 пункта 4 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга применительно к поставленным заявителем вопросам означает по существу толкование исключительно положений федерального законодательства, что не входит в компетенцию Уставного суда Санкт-Петербурга.
2. Заявителем ставится вопрос о толковании положений Устава Санкт-Петербурга применительно к определению понятия "иная творческая деятельность". Данное понятие употребляется в статье 25 Устава Санкт-Петербурга в связи с определением статуса депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в частности, с установлением ограничения заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации непосредственно не регулирует статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, как следует из взаимосвязанных положений статей 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, вопросы регулирования статуса депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, как относящиеся к общим принципам организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежат разрешению в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации в соответствии с конституционными началами реализации законодательной функции в сфере совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Указанные конституционные положения нашли отражение в положениях статей 10, 11 (подпункт 13 пункта 1) и статьи 25 (пункт 1) Устава Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми статус депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга определяется как федеральным законодательством, так и законодательством Санкт-Петербурга.
Из положений пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что в случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Положениями Устава Санкт-Петербурга установлено, что депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга - постоянно действующего высшего и единственного законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга работают на постоянной основе (пункт 1 статьи 16, пункт 1 статьи 22, пункт 2 статьи 25). Таким образом, замещение депутатского мандата в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга является основным видом трудовой деятельности лица, избранного депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, и обусловливает наличие ограничения заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью. Указанные уставные положения направлены на повышение эффективности и качества деятельности депутатов, их независимости, поддержание доверия избирателей к Законодательному Собранию Санкт-Петербурга, обеспечение стабильности и максимально представительного характера Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
В то же время осуществление депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга своей профессиональной деятельности не исключает возможности заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом занятие преподавательской, научной и иной творческой деятельностью не должно препятствовать надлежащему исполнению депутатом обязанностей по осуществлению мандата в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга и не может являться основанием неучастия депутата в работе Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Несоблюдение депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга ограничений, установленных положениями пункта 4 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга, в том числе ограничения заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой, а также неучастие депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в работе Законодательного Собрания Санкт-Петербурга более трех месяцев подряд без уважительных причин, перечень которых определяется законом Санкт-Петербурга, являются основаниями для принятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга решения о досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (подпункты 7 и 8 пункта 7 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга).
3. Положениями статьи 44 Конституции Российской Федерации к числу основных прав и свобод человека и гражданина отнесено право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Согласно положениям статьи 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Соответственно, нормативное определение понятия "творческая деятельность" является правовым регулированием конституционных прав и свобод человека и гражданина, относится к предметам ведения Российской Федерации и, следовательно, определение указанного понятия возможно лишь федеральным законодательством.
С учетом изложенного Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу о том, что разрешение поставленного заявителем вопроса не входит в компетенцию Уставного суда Санкт-Петербурга.
В целях уяснения содержания понятия "иная творческая деятельность" для соблюдения ограничений, сформулированных в положениях подпункта 2 пункта 4 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга, а также при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в соответствии с положениями подпунктов 7 и 8 пункта 7 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга необходимо учитывать положения федерального законодательства. Правовое регулирование понятий "творческая деятельность", "творчество", "творческий процесс" применительно к различным видам творческой деятельности с учетом их специфики осуществлено, в частности, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 09 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации".
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга прекращает производство по делу в случае, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению. Основанием для отказа в принятии обращения к рассмотрению в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 37 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" является неподведомственность Уставному суду Санкт-Петербурга разрешения вопроса, поставленного в обращении.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статьи 6, подпункта 1 пункта 1 статьи 58, пункта 2 статьи 61 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга
определил:
1. Прекратить производство по делу по запросу группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.А. Зуйкова, Ю.В. Карпенко, А.Г. Крамарева, С.А. Малкова, С.Н. Никешина о толковании отдельных положений подпункта 2 пункта 4 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга в связи с неподведомственностью Уставному суду Санкт-Петербурга разрешения вопроса, поставленного в обращении.
2. Настоящее определение Уставного суда Санкт-Петербурга является окончательным и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее определение подлежит официальному опубликованию в газете "Санкт-Петербургские ведомости".
Председатель |
Н.Ф. Гуцан |
Судья-секретарь |
Л.В. Кулешова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Уставного Суда Санкт-Петербурга от 16 апреля 2009 г. N 002/09-3 "О прекращении производства по делу по запросу группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.А. Зуйкова, Ю.В. Карпенко, А.Г. Крамарева, С.А. Малкова, С.Н. Никешина о толковании отдельных положений подпункта 2 пункта 4 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга"
Текст определения опубликован в газете "Санкт-Петербургские ведомости", 24 апреля 2009 г., N 74, стр. 3