Решение Ленинградского областного суда
от 9 октября 2009 г. N 3-146/2009
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего- судьи# Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора - Гавриловой Е.В.,
при секретаре - Борисовой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующим Постановления Губернатора Ленинградской области от 06.05.2000 г. N 193-пг "Об утверждении именных научных стипендий Губернатора Ленинградской области" (в редакции от 12.10.2006г. N 170-пг),
установил:
Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим с 18 мая 2000 года Постановления Губернатора Ленинградской области от 06.05.2000г. N 193-пг (в редакции от 12.10.2006г. N 170-пг) "Об утверждении именных научных стипендий Губернатора Ленинградской области".
Прокурор полагает, что действующим законодательством Губернатор Ленинградской области не наделен полномочиями об учреждении именных научных стипендий, а пункты 13 и 14 утвержденного данным Постановлением Положения не соответствуют пунктам 1 и 3 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Гаврилова Е.В. просит заявление прокурора удовлетворить с учетом принятого Губернатором Ленинградской области Постановления N 101-пг от 01.10.2009 года; считает, что Губернатор Ленинградской области был не вправе принимать оспариваемое постановление.
В письменном возражении представитель Губернатора Ленинградской области Н.Н.Яковлева полагает, что требования прокурора необоснованны, так как оспариваемое Постановление принято в рамках полномочий, предоставленных органам исполнительной власти субъекта РФ, соответствует положениям статьи 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184 -ФЗ# ; оспариваемым постановлением Губернатором Ленинградской области реализовано право по оказанию материальной поддержке# отдельной категории граждан.
В судебном заседании представитель Губернатора Ленинградской области Н.Н.Яковлева просит в удовлетворении заявления прокурора отказать по основаниям, изложенным в отзыве; отмечает, что Постановлением Губернатора Ленинградской области N 101-пг от 01.10.2009 года, вступившим в силу с момента принятия, изменена редакция пунктов 13 и 14 Положения, утвержденного оспариваемым Постановлением.
Изучив материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора Гаврилову Е.В., представителя Губернатора Ленинградской области Яковлеву Н.Н., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1 статьи 253 ГПК РФ).
6 мая 2000 года Губернатором Ленинградской области принято Постановление N 193-пг "Об учреждении именных научных стипендий Губернатора Ленинградской области". Постановлениями Губернатора Ленинградской области N 143-пг от 16.07.2002г., N 192-пг от 20.12.2004г., N 95-пг от 05.05.2005г., N 170-пг от 12.10.2006г. в названный нормативный правовой акт внесены изменения. Перечисленные постановления опубликованы и вступили в законную силу.
Как следует из преамбулы, оспариваемое постановление принято в целях развития фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение задач социально-экономического развития Ленинградской области, сохранения научного интеллектуального потенциала, а также материальной поддержки ведущих и молодых талантливых ученых; постановлением учреждены двадцать пять стипендий для ведущих ученых и пятнадцать стипендий для молодых ученых, работающих в организациях (учреждениях, предприятиях) Ленинградской области, установлен размер ежемесячной стипендии - 4000 рублей (пункт 1 оспариваемого Постановления); утверждено прилагаемое Положение о порядке присуждения именных научных стипендий Губернатора Ленинградской области (пункт 2 оспариваемого Постановления); определен источник финансирования (пункт 3 оспариваемого Постановления).
В пункте 1 утвержденного приведенным выше Постановлением Положения о порядке присуждения именных научных стипендий Губернатора Ленинградской области отражено, что настоящее Положение определяет порядок присуждения именных научных стипендий Губернатора Ленинградской области (далее - научные стипендии) ведущим ученым и молодым (в возрасте до 33 лет) ученым, работающим в организациях (учреждениях, предприятиях) Ленинградской области в сфере прикладных исследований в интересах Ленинградской области, а также работающим в научных организациях Ленинградской области в сфере фундаментальных исследований.
Согласно пункту 13 названного Положения (в редакции от 12.10.2006 года N 170-пг), Комитет экономического развития готовит проект постановления Губернатора Ленинградской области о присуждении научных стипендий отобранным стипендиатам и направляет его в установленном порядке Губернатору для подписания.
Пунктом 14 названного Положения (в редакции от 12.10.2006г. N 170-пг) предусмотрено, что принятое Губернатором Ленинградской области положительное решение о присуждении научной стипендии сообщается стипендиату, а общий список стипендиатов публикуется в региональной газете "Вести" в двухнедельный срок со дня подписания Губернатором постановления о присуждении стипендий.
Средства на финансирование именных научных стипендий ежегодно предусматриваются в областном бюджете Ленинградской области (пункт 17 Положения).
Постановлением Губернатора N 101-пг от 1 октября 2009 года внесены изменения в вышеназванное Положение, а именно: в пунктах 13 и 14 слово "постановление" заменено на слово "распоряжения".
В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ общие вопросы науки, социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые согласно части 5 данной нормы не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч.1 и ч.2 настоящей статьи.
Отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг) урегулированы Федеральным законом N 127-ФЗ от 23.08.1996г. "О науке и государственной научно-технической политике", статьей 1 которого предусмотрено, что законодательство о науке и государственной научно-технической политике состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Статьей 12 указанного федерального закона определено, что установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использование ее результатов относится к ведению Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено; право принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об осуществлении деятельности указанных органов в научной и (или) научно-технической сферах; право создания государственных научных организаций субъектов РФ, реорганизация и ликвидация указанных организаций; принятие и реализация научных, научно-технических и инновационных программ и проектов субъектов РФ.
Пунктом 8 Постановления Правительства РФ N 360 от 17.04.1995г. "О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок" рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ, в том числе, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общественными научными организациями и объединениями разработать и осуществить с учетом местных и отраслевых особенностей меры по поддержке развития науки в регионах.
Высшее должностное лицо субъекта РФ осуществляет полномочия# перечисленные в подпунктах "а"-"д1" пункта 7 статьи 18 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", а также осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ (подпункт "е" данной федеральной нормы).
В пункте 3 статьи 3 Устава Ленинградской области определено, что высшим должностным лицом Ленинградской области является Губернатор Ленинградской области. Губернатор Ленинградской области обладает полномочиями, определенными статьей 20 Устава Ленинградской области, в которой оговорено, что им осуществляются также иные полномочия, отнесенные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ к компетенции высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); осуществляет другие полномочия, отнесенные к его компетенции Уставом Ленинградской области или областными законами.
Согласно статье 22 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999г. высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов РФ, нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ.
В пунктах 1 и 3 статьи 21 Устава Ленинградской области предусмотрено, что Губернатор Ленинградской области издает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с даты их подписания, если не оговорено иное.
Статьей 11 областного закона "О молодежи и государственной молодежной политике в Ленинградской области" N11-оз от 16.04.1996 г. предусмотрено, что в целях сохранения и развития интеллектуального и творческого потенциала общества, обеспечения преемственности научных, культурных традиций Ленинградской области осуществляется система мер по поддержке талантливых и одаренных молодых граждан по созданию условий для их плодотворной деятельности. Государственная поддержка талантливой молодежи оказывается на конкурсной основе органами государственной власти Ленинградской области, заинтересованными организациями, гражданами на основе законодательства РФ и осуществляется, в том числе и путем: установления премий, стипендий, грантов, предоставления образовательного кредита для талантливых детей и молодежи; организации и проведения конкурсов с целью выявления и распространения творческих достижений молодых граждан; создания условий молодым ученым, деятелям культуры, искусства и образования для проведения научно-культурной работы, а также сохранения и развития высокоинтеллектуальных кадровых ресурсов, в том числе в производственной сфере. Какие-либо ограничения по возможности осуществления Губернатором Ленинградской области, как высшим должностным лицом Ленинградской области, входящим в систему органов государственной власти Ленинградской области, мер поддержки талантливых молодых граждан (включая молодых ученых), предусмотренных названной нормой в областном законе N 11-оз от 16.04.1999 г., отсутствуют.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату упомянутого областного закона N 11-оз следует читать как "от 16 апреля 1998 г."
Положения приведенного областного закона распространяются на молодых граждан в возрасте до 30 лет, проживающих на территории Ленинградской области; на молодые семьи, проживающие в Ленинградской области, при условии, если возраст одного из супругов не превышает 35 лет (в случае неполной семьи возраст родителя не должен превышать 35 лет), что предусмотрено статьей 1 упомянутого областного закона.
05 октября 2000 года Губернатором Ленинградской области принято Постановление N 427-пг, которым утверждена Концепция научного, научно-технического и инновационного развития Ленинградской области на период до 2005 года, в пункте 6.1 которой отражено, что одной из форм государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области является выдача именных научных стипендий ведущим и молодым ученым, работающим в государственных научных организациях. В пункте 4 названного Постановления определено, что изложенная Концепция является составной частью подготовки стратегического плана развития Ленинградской области до 2010 года. Указанное Постановление опубликовано в официальном издании Ленинградской области и является действующим.
Также,# статьей 6 областного закона N 152-оз от 27.12.2008 г. "Об областном бюджете Ленинградской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 год# " утверждено распределение бюджетных средств на обеспечение деятельности высшего должностного лица - Губернатора Ленинградской области, на выплату им премий в 2009г (приложение 12) и на именные научные стипендии и премии Губернатора Ленинградской области и Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук на 2010 и 2011 год# (приложение 13).
Таким образом, приведенное выше федеральное и областное законодательство в совокупности свидетельствует о необоснованности довода прокурора об отсутствии у Губернатора Ленинградской области соответствующих полномочий на принятие оспариваемого нормативного правового акта об учреждении именных научных стипендий.
Суд также считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает и требований пункта 5 статьи 26.3 Федерального закона 184-ФЗ от 6.10.1999 г., поскольку Российской Федерацией в законодательном порядке не урегулирован вопрос об установлении системы экономической поддержки молодых ученых в рамках статьи 12 Федерального закона 127-ФЗ от 23.08.1996 г.
Суд учитывает, что на момент рассмотрения дела,# редакция оспариваемых пунктов 13 и 14 Положения, утвержденного Постановлением Губернатора Ленинградской области N193-пг от 6.05.2000г., изменена Постановлением Губернатора Ленинградской области N 101-пг от 1.10.2009г., вступившим в силу (согласно статье 21 Устава Ленинградской области) с момента его подписания. Действующая на момент рассмотрения дела редакция пунктов 13 и 14 названного Положения прокурором, по существу, не оспаривается и соответствует положениям статьи 22 Федерального закона 184-ФЗ от 06.10.1999г. и статье 21 Устава Ленинградской области.
В остальной части доводы прокурора сводятся к неверному пониманию и толкованию норм приведенного федерального и областного законодательства и являются необоснованными.
По вышеизложенным основаниям заявление заместителя прокурора Ленинградской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующим Постановления Губернатора Ленинградской области от 06.05.2000 г. N 193-пг "Об утверждении именных научных стипендий Губернатора Ленинградской области" (в редакции от 12.10.2006г. N 170-пг) с 18 мая 2000 года - отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья |
Е.Е.Морозкова |
Решение суда изготовлено в окончательной форме 13 октября 2009 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 9 октября 2009 г. N 3-146/2009
Текст решения официально опубликован не был