Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 14 июля 2010 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Витушкиной Е.А. Судей
Володкиной А.И. и Пошурковой Е.В. При секретаре
Бовть В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 июля 2010 года дело по кассационной жалобе Онопко Ю.Г. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июня 2010 года по гражданскому делу N 2-N.../10 по иску Онопко Ю.Г. к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о взыскании недополученной пенсии,
Заслушав доклад судьи Витушкиной Е.А., объяснения представителя Онопко Ю.Г. - Калинина М.Е., действующего на основании доверенности от 25.07.2009 года, выданной сроком на три года, настаивавшего на доводах кассационной жалобы, представителя Военного комиссариата Санкт-Петербурга - Кирпиченкова С.А., действующего на основании доверенности от 29.04.2010 года, выданной сроком на один год, представителя Войсковой части N... - Минкевич Ю.Б., действующей на основании доверенности от 19.04.2010 года, выданной сроком на три года, возражавших против доводов кассационной жалобы, -
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Онопко Ю.Г. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о взыскании недополученной пенсии, просит взыскать с ответчика недополученную пенсию за период с 01.01.2001 года по 31.07.2005 года в размере 197 551,20 рублей, проиндексировать образовавшуюся задолженность с применением индекса роста потребительских цен по Санкт-Петербургу в процентах к предыдущему месяцу с февраля 2009 года на месяц вынесения судом решения, просит также взыскать судебные расходы в размере 800 рублей.
В обоснование заявленного иска ссылается на то, что является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации, состоит на пенсионном обеспечении при Военном комиссариате Санкт-Петербурга, в период прохождения военной службы в силу специфики и характера занимаемой должности, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", частью 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 приобрел право на пересмотр размера пенсии с применением должностного оклада в размере 1,5 по воинской должности с 01.01.2001 года.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 08.06.2010 года Онопко Ю.Г. в удовлетворении иска отказано.
Онопко Ю.Г. в кассационной жалобе просит отменить решение суда, как незаконное и неправильное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участников судебного процесса, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Из материалов дела усматривается, что приказом от ... N... начальника штаба войсковой части N... ... Онопко Ю.Г. уволен в запас с должности ... войсковой части N... Северного Флота Российской Федерации, приказом от ... года N... Онопко Ю.Г. исключен из списков личного состава части с ... года; с ... года Онопко Ю.Г. состоит на пенсионном обеспечении Министерства Обороны Российской Федерации; войсковая часть N... директивой Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от ... года N... была расформирована с ... года с передачей в состав войсковой части N....
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в действующей редакции) пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.
По смыслу данной правовой нормы закона право военных пенсионеров на повышение пенсии связано с увеличением денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, в зависимости от категорий, к которой эти военнослужащие отнесены.
Указ Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" установил ряд мер социального характера для специалистов ядерного оружейного комплекса, а также утвердил Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой дает право на социальную поддержку (пункт 1).
Подпунктами "г" и "д" пункта 3 данного Указа Правительству Российской Федерации предписано установить военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, должностной оклад и оклад по воинской должности в размере 1,5 должностного оклада и оклада по воинской должности и утвердить перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.
Исходя из содержания приведенных выше правовых норм право на получение социальной поддержки, предусмотренной этим Указом, возникает при наличии двух условий: во-первых, соответствующий вид деятельности должен быть указан в Перечне видов деятельности; во-вторых, вхождение организаций и воинских частей в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляется этот вид деятельности.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года N 1563 постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 года N 857-64 был утвержден Перечень организаций, воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которых дает право на получение социальной поддержки.
Войсковая часть N... была расформирована до принятия названного Указа и не была включена в Перечень действующих воинских частей и организаций, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации 17.11.2000 года, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что у истца отсутствует право на получение социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года N 1563 с 01.01.2001 года.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.08.2005 года N 949 "О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" Правительству Российской Федерации поручено определить перечень расформированных воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, в которых осуществлялись виды деятельности, предусмотренные Перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года N 1563. Указ Президента Российской Федерации от 09.08.2005 года N 949 вступил в силу с 01.08.2005 года (пункт 3).
01.09.2005 года во исполнение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.08.2005 года N 949 воинская часть, в которой проходил военную службу истец, была включена в Перечень расформированных воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР), в которых осуществлялись виды деятельности, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года N 1563.
Должность истца, с которой ему исчисляется военная пенсия, вошла в Перечень воинских должностей, сокращенных (переименованных) в ходе реформирования Вооруженных сил Российской Федерации (Вооруженных сил СССР), воинских частей и военных представительств, прохождение службы в которых предусматривало непосредственное участие военнослужащих в одном из видов деятельности, предусмотренных перечнем видов деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года N 1563.
Поскольку вхождение воинской части в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, является обязательным условием получения социальной поддержки, а Указ Президента Российской Федерации от 09.08.2005 года N 949, в соответствии с которым был утвержден Перечень расформированных воинских частей, вступил в силу с 01.08.2005 года, то суд пришел к правильному выводу о том, что истец, уволенный с военной службы и осуществлявший в период ее прохождения деятельность, предусмотренную Перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" в воинских частях, впоследствии расформированных (включенных в Перечень расформированных воинских частей), имеет право на пересмотр пенсий с 01.08.2005 года.
С 01.08.2005 года истцу был произведен перерасчет пенсии в связи с увеличением оклада по занимаемой им до увольнения с военной службы воинской должности в 1,5 раза.
Суд нашел несостоятельным довод истца о том, что право бывших специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации из числа военнослужащих на пересчет пенсии в связи с повышением окладов по воинским должностям в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" обусловлено особым характером и условиями прохождения военной службы и не может быть поставлено в зависимость от статуса воинских частей и организаций, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, в которых осуществлялись виды деятельности, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года N 1563,- действующие или расформированные воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР). При этом суд обоснованно учел позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 28.05.2009 года N 762-О-О, указавшего, что, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Президент Российской Федерации предусмотрел дополнительные меры социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса, в том числе поручил Правительству Российской Федерации установить повышенные в 1,5 раза оклады по воинским должностям (подпункт "г" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации"). Повышение окладов по воинским должностям в воинских частях, отнесенных к ядерному оружейному комплексу, в соответствии со статьями 43, 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" послужило основанием для перерасчета с 01.01.2001 года пенсий, назначенных в соответствии с названным Законом, лицам, проходившим военную службу до их увольнения в указанных воинских частях.
В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 09.08.2005 года N 949 "О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" с 01.08.2005 года право на перерасчет пенсии в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-I приобрели пенсионеры Министерства обороны Российской Федерации, проходившие военную службу в расформированных воинских частях ядерного оружейного комплекса.
Такое правовое регулирование направлено на повышение уровня пенсионного обеспечения бывших военнослужащих ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, произведено с учетом характера и условий прохождения военной службы и потому не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2009 года N 189-О-О).
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные исковые требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы кассационной жалобы не опровергают сделанный судом вывод по существу заявленных исковых требований, а выражают лишь несогласие с ним и с оценкой судом исследованных по делу доказательств.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 362 ГПК Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Онопко Ю.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 14 июля 2010 г.
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)