Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 21 декабря 2010 г. N 33-17312/2010
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Тарасовой И.В.
судей
Лебедева В.И., Савельевой М.Г.
при секретаре
Кургузовой Ю.М.
рассмотрела в судебном заседании 21 декабря 2010 года дело N 2-2210/10 по кассационной жалобе Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 02 августа 2010 года по иску Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к НП о ликвидации.
Заслушав доклад судьи Тарасовой И.В., выслушав представителя Главного управления Министерства юстиции РФ - Титова П.А. (доверенность от 12.01.2010 года сроком до 31.12.2010 года), изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратилось в суд с иском к НП о его ликвидации, исключении сведений о нем из ЕГРЮЛ.
В обоснование иска истец указал, что ответчик зарегистрирован решением МИФНС Nот 19.04.2005 года. Согласно Уставу место нахождения ответчика: <адрес>. По указанному адресу, и адресам проживания руководителя организации истцом направлялись уведомления о проверке, а так же предлагалось предоставить для проведения проверки документы по деятельности ответчика в срок 11.03.2010 г. Требования ответчиком выполнены не были. Ответчик в нарушение ФЗ "О некоммерческих организациях" в установленный срок не предоставил информацию по ф.ф. NОН0001, NОН0002.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 02.08.2010 года в удовлетворении иска Главному управлению Министерства юстиции РФ по СПб и ЛО отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к критике выводов суда, указывается на неправильное применение материального закона.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.
Поскольку обстоятельства дела, необходимые для правильного разрешения спора, судом установлены в полном объеме, но неправильно применен материальный закон, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что сам по себе факт непредоставления документов общественной организацией регистрирующему органу, без выяснения уважительности причин и вины организации, не может расцениваться как неоднократное неисполнение обязанностей, установленных федеральным законодательством. В деле отсутствуют данные о вынесении предупреждений в адрес некоммерческой организации. Правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Судебная коллегия указанные выводы суда считает ошибочными, сделанным без учета и надлежащей оценки всех обстоятельств, установленных по делу, основанными на неправильном применении норм материального права.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 61 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 117 ГК РФ особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых названным Кодексом, определяются законом.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", и статьей 61 ГК Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе средств, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Руководствуясь положениями статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", судебная коллегия считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о ликвидации ответчика.
Согласно Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (вместе с "Правилами передачи сведений о некоммерческих организациях, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с указанным Постановлением правительства РФ отчет о деятельности некоммерческой организации за 2006 - 2008 годы по утвержденной форме NОН0001, NОН0002 должен был быть представлен в орган государственной регистрации не позднее 11 марта 2010 года. Организацией отчетность по установленной форме в Управление не представляется с 2006 года.
Как следует из представленных суду документов, Главным управлением Министерства юстиции РФ по СПб и ЛО 18.12.2009 года (исх. N), на основании приказа от 17.02.2010 года N, в адрес постоянно действующего руководящего органа организации, а также в домашний адрес руководителя организации, было направлено уведомление о предстоящей проверке, с предложением представить для проверки документы по деятельности за 2006 - 2008 годы.
Уведомление осталось без ответа, документы для проверки по деятельности за 2006 - 2008 годы организацией представлены не были.
Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.1, пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" документы на государственную регистрацию изменений представляются в регистрирующий орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения об изменении учредительных документов некоммерческой организации.
Как видно из содержания искового заявления, пояснений представителя истца в суде кассационной инстанции, в данном случае Управление ставит вопрос перед судом о ликвидации организации в связи с прекращением ее деятельности.
Из материалов дела видно, что связь с организацией, по указанному в учредительных документах адресу, не обеспечивается.
НП "Воссоздание способностей человека" не представила необходимые сведения и документы для государственной регистрации изменений относительно места нахождения постоянно действующего руководящего органа. До настоящего времени нарушения указанной организацией не устранены.
Согласно пунктам 3 и 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, отчетов о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства; является основанием для ликвидации некоммерческой организации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Следует учесть и то обстоятельство, что на протяжении четырех лет некоммерческая организация в нарушение законодательства не представляла документы о своей деятельности.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что некоммерческое партнерство "Воссоздание способностей человека" подлежит ликвидации.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 02 августа 2010 года отменить, принять по делу новое решение.
Ликвидировать некоммерческое партнерство "Воссоздание способностей человека", зарегистрированное решением Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Nпо СПб от 19.04.2005 года N, основной государственный регистрационный N, ведомственный регистрационный Nи исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 21 декабря 2010 г. N 33-17312/2010
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)