Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 3 февраля 2011 г. N 33-1504/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Вашкиной Л.И.
судей
Белисовой О.В. Чуфистова И.В.
при секретаре
Пищеревой С.А.
рассмотрела в судебном заседании дело N 2-1783/2010 по кассационной жалобе на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2010 года по заявлению Платонова А.Г. о признании незаконным решения призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования город Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Вашкиной Л.И., объяснения представителя заявителя - Федорова А.В., поддержавшего жалобу,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Заявитель обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии от 13 октября 2010 года о призыве его на военную службу (протокол N 4 призывной комиссии). В обоснование требований, заявитель ссылался на нарушение процедуры принятия указанного решения, указывая, что имеющиеся у него заболевания дают основания для признания его ограниченно годным к военной службе (категория годности "В") в соответствии с п. "в" ст. 57, п. "б" ст. 59 и п. "б" ст. 60 Расписания Болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. N 123), в связи с чем он подлежал освобождению от призыва на военную службу согласно пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе". При этом заявитель ссылался на положения п. 19 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. N 123, ст. 5.1 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе", полагая, что призывная комиссия проигнорировала сведения о его болезни, нарушили процедуру проведения военно-врачебной экспертизы, отказав в направлении в другое медицинское учреждение для уточнения диагноза, в результате чего приняла необоснованное решение о призыве на военную службу.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2010 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на его неправильность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом заявитель был принят на учет в качестве призывника 12.01.2007 г., решением призывной комиссии от 29.12.2008 г. ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по ст. 24 п. 2 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" до получения среднего профессионального образования - до 30.06.2010 г.
Заключением ВВК (итоговое заключение врача, руководящего работой врачей-специалистов) от 13.10.2010 г. заявитель был признан годным к военной службе - категория годности "А", решением призывной комиссии 13.10.2010 г. (протокол N 4) заявитель призван на военную службу.
Согласно п. п. 1 и 5 ст. 28 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" принятия решения о призыве на военную службу или об освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии, которая принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статьей 23 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, кто не подлежит призыву на военную службу, в том числе согласно с пп. "а" п. 1 ст. 23 от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии со ст. 5.1 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование, по результатам которого врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
При этом согласно п. 4 ст. 5.1 названного Закона в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.03 г. N 123, организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. п. 6, 11 Положения).
Согласно п. 17 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" и указаны выше.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.02.03 г. N 123, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службы по контракту, граждан, поступающих в училища, военно- учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно п. 19 Положения гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения.
В соответствии с п. 9 Положения гражданин вправе обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд, по решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование. Кроме того, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
С учетом положений Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. N 123, прерогатива оценки состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования с учетом представленных актов исследования состояния здоровья призывника, относится непосредственно к врачам-специалистам, проводившим медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету.
Как установлено судом, на предмет определения годности к военной службе заявитель проходил 22 сентября 2010 года и 07 октября 2010 года медицинское освидетельствование, в связи с высказанными жалобами был направлен для проведения обследования и анализов, по результатам которых с учетом полученных медицинских документов военно-врачебной комиссией 13.10.2010 г. было вынесено заключение об установлении категории годности "А" - годен к военной службе, соответственно, не было установлено заболеваний, которые согласно Расписанию болезней, являющемуся приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, влекли установление категории годности с ограничениями ("Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями или "В" - ограниченно годен к военной службе).
При этом заявитель был согласен с результатами медицинского освидетельствования, с заключением о категории годности к военной службе, не представлял военно-врачебной комиссии дополнительных медицинских документов, не являвшихся предметом рассмотрения военно-врачебной комиссии, не обжаловал заключение военно-врачебной комиссии. Заявитель был также согласен с решением о призыве его на военную службу. Кроме того, заявитель не обжалует указанное заключение военно-врачебной комиссии в настоящее время, ссылаясь в обоснование заявленных требований только на нарушение процедуры принятия обжалуемого решения о призыве на военную службу.
Обжалуемое заявителем решение о призыве на военную службу было принято в соответствии с вышеуказанными требованиями Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о призыве на военную службу после определения категории годности к военной службе на основании вышеуказанного заключения военно-врачебной комиссии.
Неправомерны доводы заявителя на то, что его надлежало направить в другое медицинское учреждение для уточнения диагноза, и ссылки заявителя при этом на положения ст. 5.1 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" и на п. 19 Положения о призыве на военную службу.
В ст. 5.1 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" и вышеуказанных нормах Положения о призыве на военную службу речь идет о тех случаях направления в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование, когда врачи военно-врачебной комиссии затрудняются окончательно определить состояние здоровья призывника.
Заключение о категории годности вынесено военно-врачебной комиссией, не усмотревшей предусмотренных законом оснований для проведения контрольного медицинского освидетельствования и повторного медицинского освидетельствования, по результатам медицинского освидетельствования после определения состояния здоровья заявителя, с учетом полученных медицинских документов.
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих вышеизложенные обстоятельства и выводы.
Обжалуемое решение призывной комиссии о призыве заявителя на военную службу принято призывной комиссией в соответствии с ее компетенцией, в соответствии с заключением о категории годности и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
При таком положении судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Ссылки заявителя на то, что призывной комиссией была нарушена процедура проведения военно-врачебной экспертизы, так как заявитель не был направлен в другое медицинское учреждение для уточнения диагноза, что повлекло принятие незаконного решение о призыве на военную службу, несостоятельны, поскольку связаны с неправильным толкованием установленной процедуры.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с тем, что суд, не обладающий специальными познаниями в области медицины, сделал выводы о состоянии здоровья заявителя, а также указывает на то, что призывная комиссия не представила доказательств обоснованности результатов медицинского освидетельствования, а решение о призыве было принято без дополнительного медицинского освидетельствования, без которого невозможно было определить категорию годности.
Указанные доводы заявителя неправомерны по вышеизложенных мотивам с учетом предусмотренной законом процедуры принятия решения о призыве и с учетом того обстоятельства, что само заключение о категории годности заявителем не обжаловано, и оснований полагать, что категория годности была определена неправильно, не имеется.
Кроме того, несмотря на то, что заявитель не обжалует заключение военно-врачебной комиссии о категории годности, но с учетом того обстоятельства, что заключение военно-врачебной комиссии является основанием принятия обжалуемого решения призывной комиссии, судом проверена обоснованность установленной категории годности и установлено, что заболевание заявителя, диагноз которого установлен по результатам медицинского обследования в ходе медицинского освидетельствования, согласно п. "б" ст. 59 Расписанию болезней не дает оснований для установления категории годности с ограничениями, в том числе для установления категории годности "В", о которой заявитель говорит безосновательно не обжалуя в установленном законом порядке заключение военно-врачебной комиссии, не прибегая к независимой военно-врачебной экспертизе и при отсутствии доказательств, опровергающих установленный диагноз и заключение военно-врачебной комиссии, и при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии у заявителя иных, не учтенных военно-врачебной комиссией, заболеваний.
Судом указанные положения Расписания болезней применены с учетом установленных обстоятельств заболевания заявителя, дана надлежащая оценка этим обстоятельствам, значимым для решения вопроса об определении категории годности заявителя к военной службе.
При этом суд обоснованно исходил из того диагноза, который был установлен медицинским учреждением согласно медицинского документа, представленного в военно-врачебную комиссию и являвшегося предметом рассмотрения указанной комиссии, учел и оценил согласно требованиям ст. ст. 56, 67 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации представленные медицинские документы заявителя с и предусмотренные Расписанием болезней требования. Судом не постановлено выводов о состоянии здоровья заявителя, но учтены данные представленных медицинских документов, применены положения Расписания болезней, постановлен не требующий специальных медицинских познаний, основанный на объективных обстоятельствах дела и положениях Расписания болезней вывод о том, что выявленное в ходе медицинского освидетельствования заболевание заявителя не подпадает под соответствующий пункт Расписания болезней - п. "б" ст. 59, поскольку согласно Расписанию болезней к указанному пункту выявленное у заявителя заболевание относится только при наличии указанных в данной норме нарушений, требующих повторной и длительной госпитализации (более 2 месяцев) при безуспешном стационарном лечении, тогда как указанные условия (безуспешное стационарное лечение и необходимость повторной и длительной госпитализации) не подтверждены медицинскими документами и объяснениями заявителя.
В ходе судебного разбирательства заявитель от исследования состояния здоровья отказался, ссылаясь на то, что обращение в суд было вызвано несогласием с самой процедурой принятия решения призывной комиссии.
Поскольку все необходимые действия по проведению медицинского освидетельствования, по даче медицинского заключения и принятию в соответствии с этим решения призывной комиссией выполнены в соответствии с действующим законодательством уполномоченными и компетентными лицами, их правомерность в ходе судебного разбирательства подтверждена доказательствами со стороны заинтересованного лица и не опровергнута доказательствами со стороны заявителя, у суда не имелось оснований подвергать сомнению решение, принятое на основании имеющихся данных.
При изложенных обстоятельствах оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 3 февраля 2011 г. N 33-1504/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)