Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 27 апреля 2011 г. N 33-6218
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Вашкиной Л.И.
судей
Белисовой О.В.
Смышляевой И.Ю.
при секретаре
Хуснимардановой С.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело N 2-93/2011 по кассационной жалобе на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 20 января 2011 года по иску Коничева Л.И. к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о признании незаконным отказ в зачислении времени нахождения в военно-морском подготовительном училище в военную службу и изменении даты исчисления начала
Заслушав доклад судьи Вашкиной Л.И., объяснения представителя ответчика - Кирпиченкова С.А., возражавшего против жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, в котором просил признать незаконным отказ Военного комиссариата Санкт-Петербурга в зачислении времени нахождения в военно-морском подготовительном училище в военную службу, просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии и положенных льгот с учетом службы с 09.08.1944 года; обязать ответчика внести соответствующие изменения в документы истца и установить, что срок его военной службы исчисляется с 09 августа 1944 года.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 20 января 2011 года в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить, ссылаясь на его неправильность. О рассмотрении дела истец извещен, в судебное заседание не явился, просил отложить судебное заседание в связи с его болезнью. Согласно ч. 2 ст. 354 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации неявка истца не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом начальника 1-го подготовительного военно-морского авиационного училища ВВС МВФ от 09.08.1944 года N 5 истец зачислен на довольствие с 09 августа 1944 года кандидатов, прибывших для поступления в училище без аттестатов.
В соответствии с "Положением о военно-морских училищах и правил повседневной жизни", введенным в действие приказом Народного Комиссара Военно-Морского Флота СССР от 23 июля 1943 года N 260, подготовительные военно-морские училища готовят кадры для комплектования высших военно-морских училищ переменным составом.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР N 330 от 31 марта 1944 года "Об организации военно-морских подготовительных училищ закрытого типа в системе Наркомвоенфлота", Наркомвоенфлоту разрешено организовать вместо специальных военно-морских средних школ три военно-морских подготовительных училища закрытого типа: в г. Ленинграде, в г. Горьком и в г. Владивостоке. Данным постановлением установлено, что военно-морские подготовительные училища являются закрытыми учебными заведениям с трехгодичным сроком обучения, готовящие кадры с законченным средним образованием для комплектования военно-морских училищ.
Военно-морские подготовительные училища комплектуются курсантским составом в добровольном порядке из числа учащихся мужского пола в возрасте 15-16 лет, успешно окончивших 7-летние школы или 7 классов средних школ, а также из числа учащихся 8-9 классов средних школ, отвечающих по состоянию здоровья условиям приема в военно-морские училища. Зачисление курсантов подготовительных училищ на действительную военную службу ни вышеуказанным Постановлением, ни приказом НК ВМФ не устанавливалось.
В соответствии с приказом Главнокомандующего Военно-морскими силами от 18 ноября 1946 года N 335 курсанты военно-морских подготовительных училищ впредь именовались воспитанниками.
Суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований полагать одинаковым статус военно-морского подготовительного училища и военно-морского училища.
Приказом начальника 1 подготовительного военно-морского авиационного училища от 10 октября 1947 года истец с 10 октября 1947 года исключен из списков переменного состава училища и всех видов довольствия курсантов, окончивших 1 подготовительное военно-морское авиационное училище ВВС ВМФ и направлен для дальнейшего обучения в ВМАУ и.Л..
Как следует из архивной справки, выданной ЦВМ архивом от 13 марта 2006 года и это установлено судом, подготовительное военно-морское авиационное училище ВВС ВМФ в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. в состав действующей армии не входило и к составу действующей армии не отнесено.
Аттестат зрелости, выдаваемый в 1944 - 1962 годах, является документом, соответствующим аттестату о среднем образовании, введенному Постановлением Совета Министров в 1962 году, взамен аттестата зрелости. Аттестат о среднем образовании является документом об окончании средней общеобразовательной школы.
В соответствии с приказом НК ВМФ N 0346 от 30 марта 1944 года "курсанты военно-морских подготовительных училищ не состоят на действительной военной службе, они являются кандидатами для поступления в высшие военно-морские училища".
Согласно "Положению о военно-морских училищах и правил повседневной жизни", введенным в действие приказом Народного Комиссара Военно-Морского Флота СССР от 23 июля 1943 года N 260 в Военно-морские училища принимаются курсанты, окончившие полный курс Военно-морских подготовительных училищ, без вступительных экзаменов. Лица, зачисленные в переменный состав Военно-морских училищ, считаются состоящими на действительной военной службе.
Суд пришел к выводу, что военная служба у истца началась с 17 октября 1947 года, когда он был зачислен курсантом 1-го курса Военно-морского минно-торпедного авиационного училища Авиации Военно-морских Сил, что подтверждено послужным списком истца.
Оснований для отнесения истца к военнослужащим согласно положениям действовавших в спорный период Закона "О всеобщей обязанности" от 01.09.1939 г. и Закона "Об обязательной военной службе" от 13.08.1930 г. и оснований для отнесения к военной службе учебы истца в военно-морском подготовительном училище не имелось.
Доводы жалобы истца о неправильном применении судом норм материального права, а также о том, что суд не установил значимые для разрешения дела обстоятельства, сводятся к несогласию с выводами суда и произведенной судом оценкой доказательств, к иному толкованию примененных судом норм материального права. Судом правильно установлены значимые для разрешения спора обстоятельства. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и требованиям вышеуказанных норм материального права. Бремя доказывания судом распределено оценка доказательств произведена судом в соответствии с требованиями ст.ст. 56, 59, 60, 67 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 20 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27 апреля 2011 г. N 33-6218
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)