Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 30 мая 2011 г. N 33-7925
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Вашкиной Л.И.
судей
Смышляевой И.Ю.
Чуфистова И.В.
при секретаре
Пищеревой С.А.
рассмотрела в судебном заседании дело N 2-1608/2011 по кассационному представлению на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 апреля 2011 года по делу по заявлению заместителя прокурора Ленинградской области в защиту интересов РФ, прав граждан - жителей ЛО об оспаривании постановления Законодательного Собрания ЛО от 08.12.10 года N 1157 "Об утверждении Дополнительного соглашения к Соглашению "Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и ЛО как субъектами Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Вашкиной Л.И., объяснения прокурора Ленинградской области - Астапенко С.А., поддержавшего кассационное представление, объяснения представителей ЗАГСа Ленинградской области -Коваленко А.И., Губернатора Ленинградской области - Уткина М.Ю., Губернатора Санкт-Петербурга и КЗРиЗ Санкт-Петербурга - Кудрявцевой Е.В., КУГИ Санкт-Петербурга - Грибушиной Е.П., МО "Виллозское сельское поселение" Ломоносовского муниципального района Ленинградской области - Соболевой Т.А., МО "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области - Соловьева В.Н., КГА Санкт-Петербурга -Белоус Г.С.,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, прав граждан - жителей Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Законодательного Собрания Ленинградской области от 08.12.10 года N 1157 "Об утверждении дополнительного соглашению к соглашению "Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской области как субъектами Российской Федерации". В обоснование требований истец ссылался на то, что Законодательным Собранием Ленинградской области принято постановление от 08.12.10 года N 1157 "Об утверждении дополнительного соглашения к Соглашению "Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью как субъектами Российской Федерации". Дополнительное соглашение утверждено постановлением законодательного собрания Ленинградской области от 08.12.10 года N 1157 "Об утверждении дополнительного соглашения к соглашению "Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью как субъектами Российской Федерации". Также названное дополнительное соглашение утверждено постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 06.10.10 года N 520 "Об утверждении дополнительного соглашения от 03.08.10 года к Соглашению "Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью как субъектами РФ", утвержденному постановлением Законодательного собрания от 03 марта 2004 года N 123". Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 06.10.10 года N 520 прокуратурой области не оспаривается, поскольку ЗАКС Санкт-Петербурга является органом законодательной власти другого субъекта РФ и не поднадзорен прокуратуре Ленинградской области.
Истец полагает, что оспариваемым постановлением утверждено Дополнительное соглашение, в результате чего Санкт-Петербургу передан земельный участок площадью 24,7 га - часть территории Ленинградской области с формированными жилыми кварталами и жителями области, что повлекло изменение границ и территорий двух субъектов Российской Федерации: Ленинградской области и Санкт-Петербурга, а также границ Муниципального образования, расположенного на территории Ленинградской области, а также уменьшение численности его населения. Оспариваемое постановление принято Законодательным собранием с превышением полномочий, в нарушение статьи 71 Конституции Российской Федерации. Изменение границ между субъектами Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации. Любые изменения территории субъектов Российской Федерации возможны лишь с общего согласия Федерации и данного субъекта Российской Федерации. В этом находит свое выражение принцип территориальной целостности. Вопрос об изменении границ между субъектами неразрывно связан с вопросом порядка определения границ муниципальных образований, так как территория субъекта разграничивается между поселениями.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 апреля 2011 года в удовлетворении требований отказано.
В кассационном представлении Прокуратуры Ленинградской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его неправильность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, судебная коллегия пришла к следующему.
Как установлено судом Законодательным Собранием Ленинградской области принято постановление от 08.12.10 года N 1157 ""Об утверждении дополнительного соглашению к соглашению "Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской области как субъектами Российской Федерации", которым утверждено дополнительное соглашение к Соглашению "Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью как субъектами Российской Федерации", подписанное 03.08.10 года Губернатором Санкт-Петербурга и Губернатором Ленинградской области.
Указанным дополнительным соглашением уточнена граница Санкт-Петербурга с Ломоносовским районом Ленинградской области.
В результате заключения настоящего дополнительного соглашения и последующего утверждения его Законодательными собраниями Санкт-Петербурга и Ленинградской области в состав земель Санкт-Петербурга вошел земельный участок, ранее входивший в состав Ленинградской области.
Заявитель оспаривает постановление Законодательного Собрания Ленинградской области, ссылаясь на то, что оно нарушает права и охраняемые законом интересы жителей Ленинградской области и интересы Российской Федерации, не соответствует нормам действующего законодательства, принято указанным органом с превышением полномочий, без учета мнения жителей указанной территории.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности заявителем нарушения прав и законных интересов граждан - жителей Ленинградской области оспариваемым постановлением.
При этом судом первой инстанции обоснованно учтено, что как основание для обращения в суд с настоящими требованиями прокурором представлено заявление одного гражданина, проживающего на территории Санкт-Петербурга, тогда как прокурор в защиту интересов граждан Санкт-Петербурга не обращался.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности заявителем нарушения интересов Российской Федерации оспариваемым постановлением, указав на необоснованность ссылки заявителя на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 01.12.2005 г. N 365-О.
Федеративное устройство и территория Российской Федерации находятся, согласно Конституции Российской Федерации (статья 71, пункт "б"), в ведении Российской Федерации. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (статья 67, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации); утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации (статья 102, пункт "а" части 1, Конституции Российской Федерации).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2005 г. N 365-О указано, что Конституция Российской Федерации не исключает возможность изменения границ между субъектами Российской Федерации - при обязательном соблюдении статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также при условии взаимного согласия соответствующих субъектов Российской Федерации, волеизъявление которых по этому вопросу основывается на решении, принятом либо населением субъекта Российской Федерации (референдум), либо законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или полученном в результате сочетания обоих способов. При этом изменение границ между субъектами Российской Федерации не может затрагивать основы конституционного строя, государственную целостность Российской Федерации, нарушать права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом и интересы других государств.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о том, что оспариваемым постановлением границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью изменяются.
При этом с учетом положений пп.2 п. 9 ст. 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального Закона "О государственном кадастре недвижимости" и тех обстоятельств, что границы Ленинградской области и муниципальных образований МО "Виллозское сельское поселение" и МО Горелово, не закреплены на местности и имеют только словесное описание, содержащееся, в том числе и в Соглашении с Санкт-Петербургом, судом установлено, что имело место уточнение описания границ, вызванное необходимостью приведения в соответствие юридического описания и фактического прохождения границы, в связи с чем Дополнительное соглашение не требовало утверждения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии со ст. 102 Конституции Российской Федерации.
Суд обоснованно исходил из того, что уточнение границ является допустимым действием, не требующим одобрения Совета Федерации.
Заинтересованными лицами в подтверждение позиции об отсутствии необходимости утверждения соглашения об уточнении границ Советом Федерации представлено письмо председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике от 15.02.2005 г. по результатам рассмотрения проекта Соглашения об уточнении границ между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, в котором указано на то, что вопросы уточнения границы между субъектами Российской Федерации, равно как и вопросы утверждения соглашения в этой сфере к ведению Совета Федерации не относятся.
В соответствии со ст. 11 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 N 6-оз (ред. от 22.07.2010) "Устав Ленинградской области" изменение границ Ленинградской области не может быть произведено без согласия населения, выраженного посредством референдума Ленинградской области. Границы между Ленинградской областью и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены по взаимному согласию на основании итогов соответствующих референдумов. Соглашение об изменении границ Ленинградской области утверждается постановлением Законодательного собрания Ленинградской области и представляется на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 15.06.2010 N 32-оз "Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения" определение положения и описание границ Ленинградской области с каждым смежным субъектом Российской Федерации и по акваториям Финского залива, Ладожского и Онежского озер и соответствующие картографические материалы прилагаются к соглашениям об установлении, изменении или уточнении положения границ, заключаемым Губернатором Ленинградской области с высшими должностными лицами смежных субъектов Российской Федерации: Республики Карелия, города федерального значения Санкт-Петербург, Вологодской области, Новгородской области и Псковской области. Соглашения об установлении, изменении или уточнении положения границ вступают в силу после их утверждения постановлением Законодательного собрания Ленинградской области и правовым актом, установленным законодательством соответствующего смежного субъекта Российской Федерации. Изменение границ субъектов Российской Федерации утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Таким образом, указанный закон субъекта Российской Федерации допускает уточнение положения границ как самостоятельное действие по определению положения и описание границ Ленинградской области, не требующее утверждения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также не требующего согласия населения, выраженного посредством референдума.
Кроме того, судом обоснованно отклонены доводы заявителя об обязательности проведения местного референдума по данному вопросу с учетом положений п. 4 ст. 24, ч.ч. 2 и 3 ст. 12, ч.ч.3, 5 и 7 ст. 13 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом существа затронутого Дополнительным соглашением вопроса (уточнение границ) и при отсутствии установленной законом процедуры уточнения границ субъектов Российской федерации
Вместе с тем, суд пришел к выводу, что интересы жителей спорной территории были учтены при принятии и утверждении Дополнительного соглашения, с учетом тех обстоятельств, что вопрос заключения Дополнительного соглашения инициирован на основании многочисленных обращений граждан, проживающих на спорной территории, недовольных отнесением данной территории к Ленинградской области при наличии к этому социально-бытовых причин и при том положении, что эти граждане связывают реализацию своих прав с Санкт-Петербургом как субъектом Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий Законодательного Собрания Ленинградской областью в соответствии с действующим законодательством.
То обстоятельство, что спорная территория находится на территории кадастрового округа Ленинградской области не препятствует уточнению границ субъектов Российской Федерации - Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и не подтверждают доводы заявителя о том, что Дополнительным соглашением имело место их изменение, в связи с чем судом обоснованно не придано правового значения доводам заявителя, касающимся кадастровых округов.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 N 660 утверждены Правила кадастрового деления территории Российской Федерации и Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам, согласно пунктам 1 которых указанные Правила определяют порядок кадастрового деления территории Российской Федерации в целях ведения государственного земельного кадастра и присвоения земельным участкам кадастровых номеров в процессе их государственного кадастрового учета. При этом согласно п.п. 3-6 Правил кадастрового деления территории Российской Федерации кадастровым округом является часть территории Российской Федерации, в границах которой осуществляется ведение государственного реестра земель кадастрового округа. Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта Российской Федерации, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающую к этой территории. Установление границ кадастровых округов и присвоение им кадастровых номеров осуществляет Федеральная служба земельного кадастра России. Территория кадастрового округа делится на кадастровые районы. Кадастровым районом является часть территории кадастрового округа, в пределах которой осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков и ведение государственного реестра земель кадастрового района. Государственный реестр земель кадастрового района является составной частью государственного реестра земель кадастрового округа. Кадастровый район включает в себя, как правило, территорию административно - территориальной единицы субъекта Российской Федерации.
Таким образом, с учетом целей кадастрового деления, ведения кадастрового реестра и правил определения территории кадастровых округов и районов и установления границ кадастровых округов не усматривается оснований полагать, что законом предусмотрены требования о совпадении границ кадастровых округов и границ субъекта Российской Федерации. При этом наличие соответствующего кадастрового деления не препятствуют уточнению границ субъекта Российской Федерации.
Судом правильно установлены значимые для разрешения настоящего дела обстоятельства. Исследованы и получили правильную оценку суда все доводы заявителя, изложенные в обоснование заявленного требования. Выводы суда основаны на полной и всесторонней оценке представленных доказательств, при правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела. Кассационное представление по существу повторяет правовую позицию заявителя и не содержит доводов, которые не получили судебной оценки.
При изложенных обстоятельствах оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь ст. 361 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 мая 2011 г. N 33-7925
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)