Решение Президиума Ленинградского областного суда
от 2 июня 2011 г. N 3-23/2011
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре Носове Д.Ф.,
с участием прокурора Астапенко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования "Котельское сельское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области о признании недействующим в части областного закона Ленинградской области от 27 февраля 2007 года N 34-оз "Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Котельское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области" и приложения 1 к областному закону Ленинградской области от 27 февраля 2007 года N 34-оз "Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Котельское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области" в части,
установил:
7 февраля 2007 года законодательным собранием Ленинградской области принят областной закон Ленинградской области N 34-оз "Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Котельское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области", который 27 февраля 2007 года подписан губернатором Ленинградской области, официально опубликован в бюллетене "Вестник правительства Ленинградской области", N 14 от 26 марта 2007 года, и вступил в силу со дня официального опубликования.
Пунктом 1 статьи 1 областного закона утвержден согласованный перечень объектов недвижимого имущества, передаваемых от муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Котельское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области, согласно приложению 1 к настоящему областному закону.
Приложение 1 к областному закону представляет собой перечень объектов недвижимого муниципального имущества, передаваемых от муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Котельское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области.
В пункте 104 Перечня в качестве объектов недвижимого муниципального имущества, передаваемых от муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Котельское сельское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области, указан многоквартирный дом N в деревне Котлы Кингисеппского района Ленинградской области и расположенные в нем квартиры N, а в пункте 105 Перечня - многоквартирный дом N в деревне Котлы Кингисеппского района Ленинградской области и расположенные в нем квартиры N.
Администрация муниципального образования "Котельское сельское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области обратилась в суд с заявлением о признании недействующими пункта 1 статьи 1 указанного областного закона в части утверждения пунктов 104, 105 перечня объектов недвижимого имущества, передаваемых от муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Котельское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области, пунктов 104, 105 приложения 1 к тому же областному закону, ссылаясь на то, что передача указанных в пунктах 104, 105 приложения 1 к областному закону объектов недвижимого имущества произведена в нарушение требований статей 14, 49 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", глав 13, 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку переданное поселению имущество до настоящего времени находится в федеральной собственности и подлежало передаче в муниципальную собственность поселения в ином установленном законом порядке. Передача объектов недвижимого имущества только в виде многоквартирных жилых домов и расположенных в них квартир без передачи иного имущества, необходимого для решения вопросов местного значения, свидетельствует о нарушении права поселения на осуществление местного самоуправления, а содержание жилого фонда, не переданного его собственником в установленном порядке, представляет собой нецелевое использование бюджетных средств (том 1 л.д.42-44, том 3 л.д.6-9).
В предварительном судебном заседании 14 апреля 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены представительный орган муниципального образования "Котельское сельское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области - <данные изъяты>, представительный и исполнительно-распорядительный органы муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области - <данные изъяты>, из числа заинтересованных лиц исключены <данные изъяты> и <данные изъяты> (том 1 л.д.215-221).
В судебном заседании глава администрации муниципального образования "Котельское сельское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области К требования заявления поддержал и просил его удовлетворить. Пояснил, что о том, что недвижимое имущество, переданное в муниципальную собственность поселения является федеральной собственностью и не находилось в муниципальной собственности Кингисеппского муниципального района стало известно после принятия оспариваемого областного закона и подписания актов приема-передачи имущества тогда, когда стали поступать обращения от ФГУ "Пушкинская квартирно-эксплуатационная часть района" с предложением принять в муниципальную собственность объекты жилищно-коммунального хозяйства федеральной собственности, в частности, те объекты недвижимого имущества, которые указаны в пунктах 104, 105 приложения 1 к оспариваемому областному закону.
Представитель администрации и совета депутатов муниципального образования "Котельское сельское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области О заявление поддержал, просил его удовлетворить. Не оспаривая, что объекты недвижимого имущества, указанные в пунктах 104, 105 приложения 1 к областному закону, подлежат передаче в муниципальную собственность поселения, полагал, что решения в отношении данного имущества вправе принимать только его собственник, а Кингисеппский муниципальный район таковым не являлся. В результате принятия областного закона в оспариваемой части нарушена процедура передачи имущества в муниципальную собственность поселения.
Представитель законодательного собрания Ленинградской области М, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях (том 1 л.д.158-161), просил в удовлетворении заявления отказать. Указал, что при принятии закона области был установлен факт наличия согласованного волеизъявления двух заинтересованных сторон относительно количества и содержания передаваемого имущества и отсутствия взаимных претензий по данному вопросу, а также факт возможности и необходимости передачи указанного имущества от муниципального района поселению. Предметом регулирования областного закона являются не отношения в сфере распоряжения муниципальным имуществом, а публично-властные отношения, связанные с утверждением согласованных представительными органами муниципальных образований перечней передаваемого имущества, обладающих полномочиями по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации не наделен контрольными полномочиями в отношении решений органов местного самоуправления - передающей и принимающей стороны, принятых по вопросу перераспределения имущества в связи с разграничением полномочий, следовательно, обязанность законодательного собрания Ленинградской области при рассмотрении проекта областного закона проверять правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества, передаваемого от одного муниципального образования в муниципальную собственность другого муниципального образования отсутствует. Областной закон принят в пределах компетенции законодательного собрания, в соответствии с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, и им не противоречит.
Представитель <данные изъяты> "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области Р, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях (том 3 л.д.2-4), просила в заявлении отказать. Пояснила, что объекты недвижимого имущества, указанные в пунктах 104, 105 приложения 1 к областному закону, являлись муниципальной собственностью и поэтому решение в отношении этого имущества правомерно принято представительным органом местного самоуправления. В процессе разграничения полномочий между муниципальным районом и вновь образованным в его составе поселением разногласий в отношении передаваемого и принимаемого имущества не возникло. Во исполнение оспариваемого областного закона между муниципальным районом и поселением подписан соответствующий акт приема-передачи муниципального имущества и с этого момента у поселения возникло право собственности на переданные и принятые объекты недвижимого имущества.
Представитель <данные изъяты> "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области Ч, занимая аналогичную позицию, и поддерживая письменные возражения (том 2 л.д.166-168), просила в требованиях заявления отказать.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Астапенко С.А., полагавшего, что заявление должно быть удовлетворено, исследовав материалы дела, суд находит заявление администрации муниципального образования "Котельское сельское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из статьи 1 областного закона Ленинградской области от 27 февраля 2007 года N 34-оз "Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Котельское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области" следует, что он принят в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) и в порядке, установленном Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и в связи с совершенствованием полномочий" (с последующими изменениями).
Статьями 83, 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в организации местного самоуправления до 1 января 2009 года установлен переходный период, в течение которого должна быть реализована реформа местного самоуправления, предусматривающая перераспределение имущества между муниципальными образованиями в соответствии с разграничением полномочий.
Порядок проведения перераспределения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в целях обеспечения выполнения требований статей 85 и 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" определен положениями части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно части 11.1 статьи 154 названного Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей при принятии оспариваемого областного закона) разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта Российской Федерации, определяющим порядок решения вопросов местного значения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан передать его, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании закона субъекта Российской Федерации в трехнедельный срок после вступления данного закона в силу.
Указанными решениями утверждаются перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества.
Законы субъектов Российской Федерации о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами принимаются по согласованным предложениям соответствующих органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок после вступления в силу закона субъекта Российской Федерации передают (принимают) имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
Порядок решения вопросов местного значения поселений в переходный период установлен областным законом Ленинградской области от 12 декабря 2005 года N 115-оз "О порядке решения вопросов местного значения поселений в переходный период".
Статьей 3 указанного областного закона предусмотрено, что в целях обеспечения решения вопросов местного значения органы местного самоуправления в соответствии с методическими рекомендациями формируют предложения по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальными образованиями в виде сводного перечня объектов муниципальной собственности муниципальных образований, который включает в себя: 1) перечень объектов муниципальной собственности, необходимых для самостоятельного решения соответствующим муниципальным районом вопросов местного значения в соответствии с федеральным законодательством; 2) перечень объектов муниципальной собственности, предполагаемых к передаче в муниципальную собственность поселения.
Разграничение объектов муниципальной собственности между муниципальным районом и расположенными в границах его территории поселениями утверждается областным законом, инициатором принятия которого выступает представительный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования, принимающего имущество.
Органы местного самоуправления вправе распоряжаться только имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципальных образований (пункты 1, 4, 7).
Областным законом Ленинградской области от 28 октября 2004 года N 81-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Кингисеппский муниципальный район и муниципальных образований в его составе", вступившим в силу с 30 ноября 2004 года, муниципальное образование Кингисеппский район наделено статусом муниципального района и установлены его границы, а также установлены границы и наделено статусом сельского поселения муниципальное образование Котельское сельское поселение, территория которого входит в состав муниципального образования Кингисеппский район (статьи 2, 3).
Согласно статье 12 устава муниципального образования "Кингисеппский район" Ленинградской области определение порядка и условий отчуждения муниципальной собственности отнесено к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления - собрания представителей района (том 1 л.д.13).
14 декабря 2005 года собранием представителей муниципального образования "Кингисеппский район" Ленинградской области принято решение N-с об утверждении перечня имущества муниципального образования "Кингисеппский район", передаваемого муниципальному образованию "Котельское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области на основании Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления". В Перечень включены жилой дом N в деревне Котлы и расположенные в нем квартиры N, жилой дом N в деревне Котлы и квартиры в нем: N (том 2 л.д.143-146).
Решением совета депутатов муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области от 7 декабря 2005 года N-с утвержден устав муниципального района, статьей 91 которого предусмотрено, что органы управления вновь образованного муниципального образования Кингисеппский муниципальный район Ленинградской области являются правопреемниками органов местного самоуправления, осуществлявших полномочия по решению вопросов местного значения до 1 января 2006 года. Согласно подпункту "д" пункта 1 статьи 44 устава определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, является исключительной компетенцией совета депутатов - представительного органа местного самоуправления (том 2 л.д.44-96).
24 мая 2006 года решением совета депутатов муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области согласован перечень муниципального имущества, передаваемого муниципальному образованию "Котельское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район Ленинградской области, аналогичный тому, который утвержден решением собрания представителей муниципального образования "Кингисеппский район" Ленинградской области 14 декабря 2005 года N-с (в оспариваемой части) (том 1 л.д.72-80).
Устав муниципального образования "Котельское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области утвержден решением совета депутатов поселения от 8 декабря 2005 года N (том 1 л.д.167-205).
Решением совета депутатов муниципального образования "Котельское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области от 8 февраля 2006 года N в соответствии с исключительной компетенцией, установленной подпунктом 5 пункта 1 статьи 35 устава поселения, согласован перечень имущества Кингисеппского муниципального района, передаваемого в муниципальную собственность Котельского сельского поселения с теми же объектами недвижимого имущества, которые указаны в пунктах 104, 105 приложения 1 к оспариваемому областному закону (том 3 л.д.207).
На основании решения совета депутатов муниципального образования "Котельское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области от 13 июля 2006 года N в законодательное собрание Ленинградской области внесен проект оспариваемого областного закона (том 1 л.д.206).
Сопоставлением перечней, представленных в законодательное собрание Ленинградской области (том 1 л.д.81-157), и утвержденных представительными органами местного самоуправления (в оспариваемой части закона области), установлено, что они отличий в содержании не имеют.
Следовательно, областной закон Ленинградской области от 27 февраля 2007 года N 34-оз "Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Котельское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области" в оспариваемой части принят на основании согласованных перечней объектов недвижимого имущества, передаваемых от Кингисеппского муниципального района в муниципальную собственность Котельского сельского поселения.
28 июня 2007 года между главой администрации "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области и главой администрации муниципального образования "Котельское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области подписан акт приема передачи муниципального имущества (том 2 л.д.150-156).
Учитывая, что в процессе разграничения имущества между вновь образованным поселением и муниципальным районом, в состав которого оно входит, в муниципальную собственность поселения могло перейти только то имущество, которое находилось в муниципальной собственности муниципального района, доводы заявителя о том, что объекты недвижимого имущества, указанные в пунктах 104, 105 приложения 1 к областному закону находились не в муниципальной, а в федеральной собственности, вследствие чего нарушен порядок разграничения объектов муниципальной собственности между поселением и муниципальным районом, заслуживают внимания и подлежат проверке.
Из материалов дела усматривается, что объекты недвижимого имущества: дом N и расположенные в нем квартиры 2N, жилой дом N и расположенные в нем квартиры N, находящиеся в деревне Котлы Кингисеппского района Ленинградской области, представляют собой жилой фонд бывшего военного городка N.
Решением президиума районного собрания представителей муниципального образования "Кингисеппский район" Ленинградской области от 3 июня 1998 года N с целью освобождения предприятий от несвойственных функций по содержанию находящихся в их ведении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 235 в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп, утвержден перечень не подлежащих приватизации предприятий, в ведении которых находятся объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, передаваемые в собственность Кингисеппского района.
Тем же решением Комитету по управлению имуществом муниципального образования "Кингисеппский район" Ленинградской области поручено согласовать утвержденный перечень с соответствующими органами государственного управления и представить его в Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом для регистрации. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом предложено рассмотреть представленный перечень, подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации о передаче приведенных в нем объектов в собственность муниципального образования "Кингисеппский район" Ленинградской области и направить его в Правительство Российской Федерации для принятия соответствующего решения (том 3 л.д.38).
В утвержденном решением собрания представителей Перечне в качестве предприятия, не подлежащего приватизации, в ведении которого находятся объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, передаваемые в собственность муниципального образования "Кингисеппский район" Ленинградской области, указана Пушкинская квартирно-эксплуатационная часть и находящиеся в ее ведении жилые дома N в деревне Котлы, войсковая часть N. В июне-июле 1998 года перечень согласован с заместителем командующего Ленинградского военного округа по строительству и расквартированию войск, начальником квартирно-эксплуатационного управления Ленинградского военного округа и начальником Пушкинской квартирно-эксплуатационной части (том 3 л.д.39, 40).
Решением собрания представителей муниципального образования "Кингисеппский район" Ленинградской области от 2 августа 2000 года N-с в собственность района приняты ведомственные жилые дома и инфраструктура, находящиеся на балансе Пушкинской КЭЧ, расположенные в деревне Котлы Кингисеппского района Ленинградской области, в том числе, жилые дома N (жилые дома на 23 квартиры и 100 квартир).
Основанием для принятия такого решения послужило решение президиума районного собрания представителей района от ДД.ММ.ГГГГ N, а также то, что основной поток жалоб на условия проживания и низкое жилищно-коммунальное обслуживание поступал от жителей, проживающих в домах, находящихся в деревне Котлы и на балансе Пушкинской КЭЧ (том 2 л.д.169-170).
В 2001 году по акту-авизо жилые дома N в деревне Котлы Кингисеппского района Ленинградской области безвозмездно переданы Пушкинской КЭЧ муниципальному образованию "Кингисеппский район" Ленинградской области (том л.д.171-175).
На основании постановления главы муниципального образования "Кингисеппский район" Ленинградской области от 20 июня 2001 года N 343 жилой фонд и инфраструктура бывшего военного городка в деревне Котлы Кингисеппского района Ленинградской области без внесения в реестр муниципального имущества переданы на баланс муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (том 2 л.д.177-179).
Решением собрания представителей муниципального образования "Кингисеппский район" Ленинградской области от 21 февраля 2001 года N вновь утвержден перечень объектов жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, передаваемых в собственность района, в который включены жилой дом на 23 квартиры (дом N) и жилой дом на 100 квартир (дом N) в деревне Котлы Кингисеппского района Ленинградской области (том 3 л.д.45-49). В целом состав объектов увеличен и изменен.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность определены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности (приложение 1), объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга (приложение 2) и объекты, относящиеся к муниципальной собственности (приложение 3).
Имущество вооруженных сил отнесено к объектам, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, входящим в состав объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности (приложение 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации).
Пунктом 15 того же Постановления установлено, что управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.
С целью освобождения предприятий от несвойственных им функций Правительством Российской Федерации 7 марта 1995 года принято Постановление N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", которым утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Согласно пунктам 1, 2 Положения им определяются условия и порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Действие Положения распространяется на приватизированные, находящиеся в стадии приватизации и неприватизируемые предприятия. Передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий".
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" к объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащим приватизации предприятиями, находящимися в федеральной (государственной собственности) собственности, отнесен жилищный фонд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 1131 "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований" в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность" предусмотрено, что в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность могут передаваться такие объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, как жилищный фонд (социального использования).
В силу пунктов 2, 4 того же Постановления перечни объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, составляются органами субъектов Российской Федерации по управлению имуществом по представлению органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, согласованному с органами местного самоуправления. Решение о передаче объектов социальной инфраструктуры в муниципальную собственность принимается Правительством Российской Федерации.
Анализ приведенных нормативных положений, действовавших при принятии решения собрания представителей муниципального образования "Кингисеппский район" Ленинградской области от 2 августа 2000 года N-с, которым в муниципальную собственность района принят жилой фонд войсковой части, позволяет сделать вывод, что объекты недвижимого имущества, указанные в пунктах 104, 105 приложения 1 к оспариваемому областному закону, подлежали передаче в муниципальную собственность, но решение об этом могло быть принято только собственником имущества - Правительством Российской Федерации.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2006 года установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, согласно которому решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, это министерство в пределах своей компетенции осуществляло правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Исходя из содержания права собственности, наделение Министерства обороны Российской Федерации полномочиями собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, означало наличие у него же и полномочиями по управлению таким имуществом.
Принятие впоследствии норм, уточняющих компетенцию Министерства обороны Российской Федерации (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом"), где специально выделена функция по управлению имуществом и в ее рамках отдельно указано на возможность изъятия имущества у подведомственных учреждений, свидетельствует о нормативном закреплении содержания ранее уже имевшихся у Министерства обороны Российской Федерации полномочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Подпунктом "е" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" осуществление передачи имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность отнесено к компетенции Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель <данные изъяты> Кингисеппского муниципального района Ленинградской области Р и представитель <данные изъяты> Кингисеппского муниципального района Ленинградской области Ч пояснили, что Правительством Российской Федерации решения о передаче жилого фонда, находящегося в ведении ФГУ "Пушкинская КЭЧ" и расположенного в деревне Котлы Кингисеппского района Ленинградской области, в муниципальную собственность как района, так и впоследствии муниципального района, не принималось, Перечни имущества, передаваемого в муниципальную собственность, Мингосимуществом не утверждались, в реестр муниципального имущества эти объекты недвижимого имущества не вносились.
По информации Федерального государственного учреждения <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации, предоставленной по запросу суда, жилые дома N, N (жилой фонд военного городка N) находятся в федеральной собственности и закреплены на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Пушкинская КЭЧ района". В 2001 году действительно была осуществлена передача имущества военного городка N ФГУ "Пушкинская КЭЧ района" в муниципальную собственность, но в связи с отсутствием распоряжения Росимущества о передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность распоряжением Квартирно-эксплуатационного управления Ленинградского военного округа от 3 марта 2005 года N 26/1/518 объекты восстановлены на инвентарном учете ФГУ "Пушкинская КЭЧ района". <данные изъяты> Минобороны России направлен доклад в Департамент имущественных отношений Минобороны России по вопросу передачи имущества военного городка N из федеральной в муниципальную собственность, но решения об этом собственником имущества до настоящего времени не принято (том 3 л.д.28-29).
Имеющаяся в деле переписка также подтверждает, что объекты недвижимого имущества, указанные в пунктах 104, 105 приложения 1 к областному закону, из федеральной собственности в установленном законом порядке не выбывали (том 1 л.д.22-28, 21-32, 214, том 3 л.д.37).
Таким образом, на момент принятия закона области в оспариваемой части указанные в нем объекты недвижимого имущества не являлись муниципальной собственностью Кингисеппского муниципального района, поскольку находились и находятся до настоящего времени в федеральной собственности, а потому эти объекты недвижимого имущества не могли быть переданы в собственность муниципального образования Котельского сельского поселения Кингисеппским муниципальным районом.
Следовательно, оспариваемые администрацией муниципального образования "Котельское сельское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области нормативные положения закона области противоречат части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года "122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
С доводами заинтересованных лиц о соответствии оспариваемых норм областного закона нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд согласиться не может по изложенным выше основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В судебном заседании заявителем не оспаривалось, что до вынесения судебного решения областной закон применялся, а, следовательно, действовал, суд усматривает основания для признания областного закона недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198, 251-253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
заявление администрации муниципального образования "Котельское сельское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области удовлетворить.
Признать недействующими пункт 1 статьи 1 областного закона Ленинградской области от 27 февраля 2007 года N 34-оз "Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Котельское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области" в части утверждения пунктов 104, 105 перечня объектов недвижимого имущества, передаваемых от муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Котельское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области", пункты 104, 105 приложения 1 к областному закону Ленинградской области от 27 февраля 2007 года N 34-оз "Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Котельское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области" со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.
Судья |
Е.В. Шадрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Президиума Ленинградского областного суда от 2 июня 2011 г. N 3-23/2011
Текст решения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)