Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 8 июня 2011 г. N 33-7487/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего судьи Петровой Ю.Ю.,
судей Параевой В.С., Кутыева О.О.,
при секретаре Байбаковой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2011 года по гражданскому делу N 2-356/11 по исковому заявлению М. к Управлению Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения и возмещении убытков.
Заслушав доклад судьи Петровой Ю.Ю., объяснения представителя Управления Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Кардонова А.Ю., действующего на основании доверенности от 29 марта 2010 года, М., представителя Пограничного управления Федеральной службы безопасности РФ по Санкт-Петербургу - Измайлова Р.Я., действующего на основании доверенности от 25 октября 2010 года, сроком на один год, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
М. обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Финансово-экономической службе УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения и обязании выплачивать денежную компенсацию за наем жилого помещения до получения жилого помещения по установленным законам нормам, из расчета 3-х и более членов семьи, возмещении убытков в размере <...> рублей, ссылаясь в обоснование иска на то обстоятельство, что является военным пенсионером, в период службы и при увольнении в 2001 году не был обеспечен квартирой, и в настоящее время он и члены его семьи зарегистрированы по адресу войсковой части, а проживают в арендованной квартире.
Определением суда от 15 марта 2011 года произведена замена ненадлежащего ответчика на Управление Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2011 года исковые требования М. удовлетворены частично, Управление Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязано выплачивать М. денежную компенсацию за наем жилого помещения по установленным нормам до момента обеспечения бывшего военнослужащего жильем, с Управления Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области взыскано в пользу М. <...> рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит отменить решение суда, как незаконное, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции, 13 марта 2001 года приказом N 49-лс М. был уволен с военной службы из Северо-Западного Управления Федеральной пограничной службы РФ досрочно по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы составила 32 года 08 месяцев и 04 дня.
С 31 октября 1997 года М. и члены его семьи жена - М., дочь В. 1986 года рождения, дочь Е. 1987 года рождения, были включены в список очередников на получение жилых помещений на основании решения жилищной комиссии войсковой части 2438.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 15 предусмотрено, что при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
С учетом вышеизложенных положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью данного обеспечения в установленный законом срок.
Поскольку судом установлено и ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением, однако не обеспечен им до настоящего времени, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на получение указанной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета.
Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).
Суд первой инстанции правильно счел, что увольнение признанного нуждающимся в жилом помещении истца без предоставления жилого помещения имело место с сохранением обязанности обеспечить его жилым помещением, и не установил законных оснований для отказа истцу в компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до обеспечения его жилым помещением.
Довод кассационной жалобы Управления Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о незаконности постановленного решения в связи с тем обстоятельством, что истец не является нуждающимся в жилом помещении, так как состоит на учете в войсковой части, но не в органе местного самоуправления не может является основанием для отмены решения суда, поскольку истец включен в список очередников на получение жилых помещений на основании решения жилищной комиссии войсковой части 2438 с 31 октября 1997 года, то есть до его увольнения с военной службы, в связи с чем, обязанность по направлению в соответствующий орган местного самоуправления ходатайства о включении М. в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий возложена на командование войсковой части.
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N 1054 ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Согласно п. 13 указанного Постановления военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
О своем желании проживать после увольнения в городе Санкт-Петербурге истец заявил до издания приказа об исключения из списков части, в связи с чем, на командование возлагалась обязанность направить в соответствующий орган местного самоуправления ходатайство о включении М. в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также выполнить иные предписания пунктов 13 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.
Поскольку этого командованием части сделано не было, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право М. осталось нереализованным по вине командования, а поэтому отсутствие сведений о постановке его на соответствующий учет по избранному месту жительства не могло служить поводом к отказу в иске.
Существенное значение при разрешении дел данной категории имеет факт обращения военнослужащего в установленном порядке к надлежащему должностному лицу с заявлением об избрании постоянного места жительства до увольнения с военной службы, поскольку оно предполагает обязанность командира (начальника) разъяснить подчиненному его законные права и гарантии, обеспечить их выполнение, оказать содействие в оформлении необходимых документов для направления в орган самоуправления.
Довод кассационной жалобы Управления Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о неправомерном взыскании с него расходов понесенных истцом по оплате государственной пошлины судебная коллегия находит необоснованным.
Согласно ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации при их обращении в уполномоченные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации.
При обращении в суд общей инстанции государственная пошлина уплачивается до подачи заявления, искового заявления, жалобы (апелляционной, кассационной).
В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится к судебным расходам.
В силу положений ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются с другой стороны.
Другого порядка возмещения выигравшей стороне судебных расходов, к которым относится и государственная пошлина, в настоящее время не установлено.
Освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение суда принято не в их пользу, действующим законодательством не предусмотрено.
При подаче заявления в суд М. уплатил государственную пошлину в соответствии с нормами действующего законодательства. Заявленные М. требования частично удовлетворены судом. Следовательно, понесенные им расходы по оплате государственной пошлины, связанные с рассмотрением дела в суде, должны быть ему возмещены.
Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины в силу ст. 93 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Возврат государственной пошлины из бюджета в случаях, если решение суда принято полностью или частично в пользу физического лица - истца (заявителя), а не в пользу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 8 июня 2011 г. N 33-7487/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)