Постановление Санкт-Петербургского городского суда
от 17 июня 2011 г. N 4а-912/11
17 июня 2011 года заместитель председателя Санкт - Петербургского городского суда М.А. Павлюченко, рассмотрев жалобу защитника Юрковой Т.С., действующей в защиту интересов
Лыкова И.А., <дата> г.р.,
уроженца <адрес>, гражданина РФ, проживающего
по адресу: <адрес>;
на вступившие в законную силу постановление руководителя Территориального Управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге от 07 апреля 2010 года, решение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 28 декабря 2010 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 28 февраля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ;
установил:
Постановлением руководителя Территориального Управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге от 07 апреля 2010 года Лыков И.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 157910 (ста пятидесяти семи тысяч девятисот десяти) рублей 93 копейки.
Решением судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 28 декабря 2010 года постановление руководителя Территориального Управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге от 07 апреля 2010 года оставлено без изменения.
Решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 28 февраля 2011 года указанные решения оставлены без изменения.
В жалобе защитник Юркова Т.С., действующая в защиту Лыкова И.А. просит судебные решения отменить, как незаконные и необоснованные, поскольку судами не было учтено, что в соответствии со ст. 4 Договора "О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза", вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков с таможенной территории таможенного союза осуществляется без ограничений. Также указывает, что Лыков И.А. за одно и то же действие был дважды привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и по ст. 16.4 КоАП РФ. Кроме того указывает, что судами необоснованно не применены положениями ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения.
Проверив административный материал и доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу решения подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 15 февраля 2010 года в отношении Лыкова И.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, согласно которому Лыков И.А. осуществил незаконную валютную операцию, а именно: 19 ноября 2009 года около 07 час. 45 мин. В ходе проведения выборочного таможенного контроля в зоне "зеленного канала" в павильоне "Отправление" аэропорта Пулково-2" у гражданина Лыкова И.А., следующего рейсом "Санкт-Петербург - Стамбул", избравшего конклюдентную форму декларирования, была обнаружена незадекларированная по установленной форме наличная иностранная валюта в сумме 17332,00 долларов США. Вход Лыкова И.А. в зону таможенного контроля с суммой наличной иностранной валюты в размере 17332 долларов США является вывозом указанной суммы за пределы территории Российской Федерации. Таким образом, действия Лыкова И.А., выразившееся в вывозе из Российской Федерации суммы наличной иностранной валюты, превышающей эквивалент 10000 долларов США, что составляет 7332,00 долларов США, признаны незаконной валютной операцией, то есть административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Принимая решение о виновности Лыкова И.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, руководитель Территориального Управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге и суды исходили из того, что Лыков И.А. при прохождении таможенного контроля не выполнил требования ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", устанавливающие запрет на вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США.
Из материалов дела N 40-10/360, следует, что при рассмотрении дела руководителем Территориального Управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге, Лыков И.А. представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, при этом также указал, что по факту совершенного нарушения в отношении него было вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности по ст. 16.4 КоАП РФ с назначением административного штрафа, который им был оплачен, в связи с чем считает, что он не может быть привлечен дважды за одно и то же нарушение. Однако данные доводы никакой оценки в постановлении от 07 апреля 2011 года не получили.
Судья Московского районного суда, оценивая доводы Лыкова И.А. о привлечении его дважды к административной ответственности по одному и тому же факту, указывает, что административная ответственность, установленная в ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривает ответственность за нарушение валютного законодательства РФ, а ст. 16.4 КоАП РФ относится к нарушениям в области таможенного дела. При рассмотрении жалобы на решение судья Санкт-Петербургского городского суда с выводами суда согласился.
Однако указанные выводы не основаны на законе.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ признается осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определяются Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле".
В соответствии с подпунктом "г" пункта 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг относится к валютным операциям.
Порядок вывоза наличной иностранной валюты из Российской Федерации урегулирован ст. 15 вышеназванного Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 15 названного Федерального закона, а именно: когда иностранная валюта (валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме) была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.
Данные нормы, как это усматривается из их текста, имеют прямую отсылку к таможенному законодательству Российской Федерации, соблюдение которого при совершении валютных операций является одним из условий ее применения.
Анализ вышеуказанных нормативных положений в их взаимосвязи показывает, что вопросы, связанные с осуществлением валютных операций в Российской Федерации, регулируются как собственно валютным, так и другим законодательством Российской Федерации, в частности - нормами таможенного законодательства.
Из указанного следует, что привлечение виновного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление запрещенных валютным законодательством Российской Федерации валютных операций применительно к ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" возможно в том случае, если указанное лицо не соблюдает, в том числе, требования таможенного законодательства Российской Федерации, нарушая тем самым и валютное законодательство Российской Федерации.
Должностным лицом Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге, вынесшим постановление, и судами также не было принято во внимание, что с 1 июля 2010 года вопросы, связанные с осуществлением валютных операций в Российской Федерации, получили иное правовое регулирование.
Так, в соответствии со ст. 4 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза, заключенного Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
Данный Договор, подписанный сторонами 5 июля 2010 года, применяется, как это следует и ст. 10, временно с даты его подписания, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17.
В соответствии с п. 2 Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г. N 48 "О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" Договор о Таможенном кодексе таможенного союза считается вступившим в силу с 6 июля 2010 года.
В Российской Федерации Договор о Таможенном кодексе таможенного союза применяется с 1 июля 2010 года.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом судам при рассмотрении жалоб необходимо было учитывать, что начиная с 1 июля 2010 года заключенные Российской Федерацией вышеуказанные международные договоры, ставшие составной частью ее правовой системы и содержащие в рассматриваемой сфере иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", не содержат запрета на вывоз из Российской Федерации иностранной валюты на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, в том числе и в случаях, если указанные денежные средства не были ранее ввезены или переведены в Российскую Федерацию, а лишь устанавливают что в таком случае указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков. В данном случае несоблюдение указанных требований влечет ответственность по ст. 16.4 КоАП РФ. При этом из материалов дела следует, что Лыков И.А. постановлением заместителя начальника Пулковской таможни по правоохранительной деятельности от 25 февраля 2010 года был привлечен к административной ответственности по ст. 16.4 КоАП РФ за недекларирование иностранной валюты, подлежащей обязательному декларированию в письменной форме, с назначением наказания в виде административного штрафа, который согласно чеку-ордеру Северо-Западного банка Сбербанка РФ, Лыковым И.А. был оплачен.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Из приведенных положений следует, что при принятии процессуальных решений после 1 июля 2010 года по делу об административном правонарушении в отношении Лыкова И.А. необходимо было исходить из того, что заключением Российской Федерацией Договора о Таможенном кодексе таможенного союза и Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза от 5 июля 2010 года, содержащих иное правовое регулирование отдельных вопросов в сфере валютных и таможенных правоотношений, было улучшено положение Лыкова И.А., совершившего действия, квалифицированные как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения жалобы на постановление руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге законодательство Российской Федерации не устанавливало ограничений по сумме единовременного вывоза через таможенную границу наличных денежных средств, в том числе и в иностранной валюте, то действия Лыкова И.А. не являются противоправными, в связи с чем состоявшиеся по делу решения подлежат отмене, а производство по делу - прекращению за отсутствием в действиях Лыкова И.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
постановил:
Постановление руководителя Территориального Управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге от 07 апреля 2010 года, решение судьи Московского районного суда Санкт -Петербурга от 28 декабря 2010 года и решение судьи Санкт - Петербургского городского суда от 28 февраля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении Лыкова И.А. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Надзорную жалобу защитника Юрковой Т.С., действующей в защиту интересов Лыкова И.А., удовлетворить.
Заместитель председателя Санкт-Петербургского городского суда |
М.А. Павлюченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 17 июня 2011 г. N 4а-912/11
Текст постановления размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)