Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 8 июня 2011 г. N 33-8705
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Смышляевой И.Ю.
судей Вашкиной Л.И. и Азовцевой О.А.
с участием прокурора Костиной Т.В.
при секретаре Пищеревой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-807/11 по кассационной жалобе Балашовой Л.Н. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2011 года по иску Балашовой Л.Н. к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о признании неправомерным отказа в выплате ежемесячной компенсации в возмещение вреда по потере кормильца, обязании назначить и выплачивать ежемесячную компенсацию в возмещение вреда по потере кормильца, обязании индексировать ежемесячную компенсацию в возмещение вреда по потере кормильца, взыскании задолженности.
Заслушав доклад судьи Смышляевой И.Ю., объяснения представителя Балашовой Л.Н. - Руденко И.А., заключение прокурор Костиной Т.В., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Балашова Л.Н. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Санкт-Петербурга и, указывая в обоснование заявленных требований, что является вдовой Б.В.И. , ветерана подразделений особого риска (далее ПОР), инвалида Х группы, причина инвалидности и смерти которого связаны с непосредственным участием в действиях ПОР; ей назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца, она является получателем трудовой пенсии по старости, однако, по ее мнению, ответчик обязан назначить и выплачивать ей ежемесячные выплаты в возмещение вреда, причиненного в связи с потерей кормильца, предусмотренные гражданским законодательством, без учета упомянутых пенсий; на обращение истицы к ответчику с заявлением о назначении и выплате компенсации вреда по потере кормильца, ей было отказано; считая данный отказ неправомерным, нарушающим ее право на социальное обеспечение по потере кормильца, предусмотренное Конституцией Российской Федерации и ст.ст. 1084, 1086, 1088-1091 ГК РФ, истица просила признать неправомерным отказ в назначении и выплате ежемесячной компенсации в возмещение вреда по потере кормильца; обязать Военный комиссариат Санкт-Петербурга выплачивать ей за счет федерального бюджета ежемесячную выплату в возмещение вреда по потере кормильца с 01.02.2011 года в сумме ххх руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке; взыскать единовременно с Военного комиссариата Санкт-Петербурга образовавшуюся задолженность за период с 18.02.2000 года по 31.01.2011 года в размере ххх руб.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2011 года Балашовой Л.Н. в удовлетворении исковых требований отказано.
Балашова Л.Н. в лице представителя по доверенности с решением суда не согласна и в кассационной жалобе просит его отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, обсудив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, заключение прокурора, полагая возможным в порядке п. 2 ст. 354 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что муж истицы - Б.В.И. являлся ветераном подразделений особого риска, что подтверждается удостоверением Комитета ветеранов ПОР от 01.09.1991 года, имел право на льготы, установленные законодательством для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях ПОР, поименованных в пункте "в" Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 2123-1, как непосредственный участник ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах (л.д. 6).
Комиссионным заключением МСЭК от 04.11.1999 года Б.В.И. установлена Х группа инвалидности бессрочно в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы связанным с непосредственным участием в действиях ПОР, что подтверждается справкой сер. <...> N от 04.11.1999 года (л.д. 7).
<дата> Б.В.И. умер (л.д. 8).
С 01.03.2000 года истице назначена пенсия по потере кормильца, которая выплачивается истице ежемесячно в размере 40% пенсии, выплачиваемой Б.В.И. , в сумме ххх руб., ежемесячная доплата к пенсии в сумме ххх руб. и компенсация в соответствии со ст. 39 Закона РФ "О социальной защите граждан, повергшихся радиационному воздействию в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС" в сумме ххх руб., что в общей сумме составляет ххх руб. (л.д. 27).
19.01.2011 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей со дня смерти мужа, 17.02.2000 года, ежемесячных выплат денежной компенсации в возмещение вреда по потере кормильца.
Письмом N от 19.01.2011 года ответчик отказал истице в удовлетворении данного заявления, поскольку оснований для выплаты данной компенсации, как вдове умершего ветерана подразделения особого риска в настоящее время у истицы не имеется (л.д. 14).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что умерший супруг Балашовой Л.Н. являлся военнослужащим, следовательно, на истицу распространяются гарантии, установленные п. 1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а именно: истица имеет право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, при этом основания для назначения и выплаты истице денежной компенсации в возмещение вреда по потере кормильца отсутствуют, поскольку возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, при отсутствии вины причинителя положениями ст. 1084 ГК РФ не предусмотрено, следовательно, возможность возмещения вреда по случаю потери кормильца Балашовой Л.Н. на основании главы 59 ГК РФ отсутствует.
Члены семьи погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством РФ (п. 1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
При этом положения указанной статьи направлены на обеспечение возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, по общим правилам гражданского законодательства, регулирующим обязательства вследствие причинения вреда, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Между тем, ветераны подразделений особого риска с момента издания Постановления N 2123-1 от 27.12.1991 года отнесены к особым субъектам социальной защиты, и тем самым в части возмещения вреда посредством специального пенсионного обеспечения они по своему правовому положению были приравнены к лицам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС и стали субъектами длящихся правоотношений по получению пенсий, то есть составили вместе с инвалидами-чернобылыцами одну родовую группу получателей льгот и компенсаций, возмещение вреда которым производится на основании специального правового регулирования.
Поскольку ветераны подразделений особого риска, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и другие лица, пострадавшие вследствие радиационного воздействия, а также члены их семей, потерявших кормильцев из числа лиц вышеуказанной категории, отнесены к особым субъектам социальной защиты, при предоставлении им мер, социальной поддержки подлежат применению положения законодательства, носящего специальный характер по отношению к нормам гражданского законодательства, а именно Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно п. 15 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 год N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действующей на момент возникновения у истицы права на получение компенсации и обращения за ней), возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировано в виде ежемесячной денежной компенсации в твердой денежной сумме. Предусмотренные п. 15 ст. 14 гарантии распространяются на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Таким образом, в случае смерти гражданина, ставшего инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную вышеуказанную денежную компенсацию распространяется на членов семьи, находившихся на иждивении умершего инвалида. При этом размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной п. 15 ст. 14 Закона.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с момента его принятия на граждан из подразделений особого риска распространено действие Закона РСФСР от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в пределах, установленных данным Постановлением.
Постановление Правительства РФ от 27.12.1991 года N 2123-1 прямо не распространяло на членов семей участников подразделений особого риска положения п. 15 ст. 14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Однако во взаимосвязи положений ст. 2 ФЗ от 12.01.2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 35 от 14.12.2000 года, а также исходя из буквального толкования положений п. 15 ч. 1 ст. 14 названного Закона, с учетом того, что граждане, ставшие инвалидами в результате участия в подразделении особого риска, в части получения ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, приравнены по своему правовому положению к инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС, следует установить, что социальные гарантии членов семей умершего пенсионера из числа лиц подразделений особого риска, ставших инвалидами и при жизни получавших ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровья, не могут быть меньше, чем те, которые были предоставлены членам семьи умершего пенсионера, ставшего инвалидом в результате выполнения работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Из справки N от 12.01.2011 года (л.д. 18) и пояснений представителя истца в судебном заседании 24.02.2011 года (л.д. 30) следует, что Б.В.И. при жизни ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в связи с участием в действиях подразделений особого риска не получал, соответственно после его смерти у лиц, находившихся на его иждивении, право на ее получение не возникает.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной представителем Балашовой Л.Н. в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих обстоятельства дела, которым соответствуют выводы суда, постановленные при правильном определении значимых для разрешения спора обстоятельств и правильном применении норм материального и процессуального права.
При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 8 июня 2011 г. N 33-8705
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)