Определение Ленинградского областного суда
от 1 июня 2011 г. N 33-2737/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Киреевой И.А.
судей Косарева И.Э., Свирской О.Д.
при секретаре Первышиной Ю.С.
с участием прокурора Астапенко С.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на заочное решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20 апреля 2011 года, которым удовлетворены исковые требования Всеволожского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "Романовское сельское поселение" об обязании произвести паспортизацию дороги.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Киреевой И.А., объяснения представителя Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области Киршенмана Е.В. и представителя Совета депутатов МО "Романовское сельское поселение" Гулевского Ю.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Всеволожский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об обязании Администрации МО Романовское сельское поселение произвести паспортизацию автомобильной дороги "от Дороги Жизни до мест. Углово" протяженностью 1,2 км в соответствии с требованиями Областного закона N 28-оз "Об автомобильных дорогах Ленинградской области" и ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования".
В обоснование требований указал, что технический паспорт на автодорогу "от Дороги Жизни до мест. Углово" протяженностью 1,2 км, принадлежащую на праве собственности МО "Романовское сельское поселение", отсутствует. Технический паспорт дороги - единственный документ технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющий фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, необходимый для осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения, которая затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, круг которых определить невозможно.
Представитель ответчика - администрации МО "Романовское сельское поселение", извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, суд о причинах неявки не уведомил.
Судом постановлено вышеизложенное заочное решение.
В кассационной жалобе представитель Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что полномочия органов местного самоуправления поселения в области использования автомобильных дорог установлены федеральным законодательством. ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относит дорожную деятельность по использованию автомобильных дорог, обязанность паспортизировать дороги у органов местного самоуправления поселений отсутствует. Технический учет и паспортизация автомобильных дорог общего пользования производятся по распоряжению министерства, общее руководство техническим учетом и паспортизацией осуществляют дорожные управления за счет ассигнований, выделяемых на ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений. Управление имуществом автомобильных дорог на территории Ленинградской области осуществляет Комитет по дорожному хозяйству.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене или изменению заочного решения суда по доводам кассационной жалобы.
В силу п. 8 ст. 6 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" от 08.11.2007, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 9 ст. 5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ст. 4 Устава МО "Романовское сельское поселение" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселений.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела и установлено судом, асфальтированная автомобильная дорога от Дороги Жизни до мест. Углово, протяженностью 1,2 км, с реестровым N на основании Областного закона Ленинградской области "Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Романовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" от 28.04.2007 N 76-оз на праве собственности принадлежит МО "Романовское сельское поселение" и расположена в границах МО "Романовское сельское поселение". Паспортизация данной дороги не проводилась.
Удовлетворяя требования, суд правильно исходил из того, что автодорога является собственностью МО "Романовское сельское поселение", расположена в границах поселения, в связи с чем ее паспортизацию должен осуществлять ответчик. Неисполнение Администрацией МО "Романовское сельское поселение" требований законодательства РФ в области учета и контроля за состоянием дорог может создать угрозу нарушения прав граждан на безопасное дорожное движение.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к тому, что паспортизацию автомобильных дорог должен производить Комитет по дорожному хозяйству, необоснованны.
Ранее Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Судебная коллегия считает, что судом правильно оценены обстоятельства дела, применен закон, подлежащий применению при разрешении данного спора. Оснований к отмене решения суда, в том числе предусмотренных ст. 364 ГПК РФ, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 360, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
заочное решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 1 июня 2011 г. N 33-2737/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)