Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 20 июня 2011 г. N 33-8824/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Сопраньковой Т.Г.
Миргородской И.В.
при секретаре
Немченко А.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-523/11 по кассационной жалобе Бибикова С.И. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 марта 2011 года по иску Бибикова С.И. к Правительству Ленинградской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата в 2010 года, отмене решений рабочей группы, признании права на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья и обязании предоставить единовременную денежную выплату.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н.,
Выслушав объяснения представителя Правительства Ленинградской области,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от <дата> истцу отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС) в связи с тем, что им не представлен необходимый пакет документов, а именно справка КЭЧ о сдаче жилого помещения, полученного во время военной службы.
Бибиков С.И. с данным решением не согласен, в связи с чем обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконными решения от <дата> и от <дата> рабочей группы при Правительства Ленинградской области, которыми ему отказано в выдаче ГЖС на <...>, признать за ним право на получение ГЖС на <...> и обязать Правительство Ленинградской области предоставить ему ГЖС на <...>.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции Бибиков С.И. уточнил свои требования, просил признать за ним право на получение ГЖС в 2010 году нереализованным и признать незаконными и отменить принятые совещанием рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральными законами, и обеспечению жилыми помещениями ветеранов и инвалидов" (протокол N... от <дата>) и совещанием рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ" (протокол N... от <дата>) по Бибикову С.И. (Выборгский район N... в сводном списке 2010 года), признать за Бибиковым С.И. и совместно проживающими с ним <...> право на обеспечение жилым помещением по его выбору в форме предоставления единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилого помещения на <...> в соответствии с ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", обязать Правительство Ленинградской области обеспечить Бибикова С.И. в <...> за счет средств федерального бюджета выплатой на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование своих требований истец указывал, что в <...> году он был уволен из <...>, был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Выборгском районе Ленинградской области, изъявил желание на участие в подпрограмме на получение ГЖС, однако решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от <дата> ему было отказано в выдаче ГЖС, а затем повторно отказано решением той же рабочей группы от <дата>. Основанием для отказа является то обстоятельство, что им не была сдана квартира, полученная в период <...>.
Истец обжалует оба решения рабочей группы об отказе в предоставлении ему ГЖС, однако в связи с изменением с 01 января 2011 года законодательства и невозможностью в настоящее время получить ГЖС он считает, что ему должна быть предоставлена единовременная денежная выплата за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилого помещения на <...>. Истец полагает, что требование от него справки о сдаче жилого помещения, полученного им в период <...> по адресу: <адрес>, недопустимо, поскольку данное жилое помещение ему было предоставлено не Министерством обороны РФ, а администрацией <...>.
Кроме того, данное жилое помещение не может быть сдано и администрации <...>, поскольку после того, как он вышел <...>, он по семейным обстоятельства выехал из указанной квартиры, квартира в дальнейшем была приватизирована его <...>.
В настоящее время истец не имеет жилого помещения для постоянного проживания, квартира, в которой он проживает, принадлежит его <...>.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 марта 2011 года в удовлетворении исковых требований Бибикову С.И. к Правительству Ленинградской области о признании права на получение ГЖС в 2010 года, отмене решений рабочей группы, признании права на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья и обязании предоставить единовременную денежную выплату отказано.
В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Истец на рассмотрение дела не явился, о его слушании извещен надлежаще судом первой инстанции, направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие в связи с невозможностью явки на судебное заседание по состоянию здоровья и семейным обстоятельствам. Коллегия полагает возможным удовлетворить заявленное ходатайство и рассмотреть дело в отсутствие истца.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Правительства Ленинградской области, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании права на получение ГЖС в 2010 году, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что порядок предоставления ГЖС определялся постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, в связи с принятием Федерального закона N 342 от 08 декабря 2010 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" указанный порядок фактически утратил силу.
Как верно отмечено судом первой инстанции, до 01 января 2011 года действовала ч. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С 01 января 2011 года ч. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в изложенной редакции утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
В соответствии с названным Законом ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена ч. 2.1, согласно которой обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
На основании ст. 4 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона).
Из анализа приведенных правовых положений следует, что Порядок предоставления ГЖС в связи с принятием Федерального закона N 342 от 08 декабря 2010 года утратил силу, в связи с чем коллегия полагает, что требования истца о признании права на получение ГЖС не подлежали удовлетворению, а суд первой инстанции обоснованно отклонил данные требования.
Судебная коллегия полагает, что заявленные Бибиковым С.И. исковые требования о признании права на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья и обязании предоставить единовременную денежную выплату также не подлежали удовлетворению ввиду следующего.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих осуществляется путем предоставление жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания, названный Закон возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного обеспечения жилым помещением в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего.
Таким образом, для получения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" предоставленное в период прохождения военной службы жилое помещение должно быть сдано.
Как видно из материалов дела, истец в соответствии с решением Исполнительного комитета <...> от <дата> N... получил <...> квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, на <...>.
Данное жилое помещение истец не сдал, поскольку квартира была приватизирована его <...>.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Бибиков С.И. уже реализовал свое право на получение жилого помещения в <...> в период <...>, данная квартира им не была сдана после увольнения со службы, коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований о признании права на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья и обязании предоставить единовременную денежную выплату.
Доводы кассационной жалобы о том, что квартира в <...> предоставлялась истцу не военным ведомством, не имеют правового значения при разрешении заявленных требований, поскольку данная квартира была предоставлена истцу как <...>, а не как жителю <...> в порядке очереди, а следовательно, он обязан был ее сдать для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Требования Бибикова С.И. об отмене решений рабочей группы об отказе в предоставлении ГЖС не основаны на законе и не подлежали удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Бибикову С.И. в период <...> была предоставлена квартира <адрес>. В <...> году после увольнения в запас истец был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Выборгском районе Ленинградской области, изъявил желание на участие в подпрограмме по получению ГЖС. Однако решениями рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от <дата>, а затем повторно от <дата> ему было отказано.
На момент принятия рабочей группой оспариваемых решений действовало Положение о рабочей группе при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании Федеральных законов от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", утвержденное постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2006 N 235.
Согласно п. 4 указанного Положения основными задачами рабочей группы являются проверка документов учетных дел, списков участников подпрограммы и получателей сертификатов.
В силу п. 5 Положения рабочая группа для выполнения возложенных на нее задач имеет право при определении правомерности включения граждан в списки получателей сертификатов (социальных выплат) на основании действующих нормативных правовых документов вносить решения с предложениями об отказе гражданам - участникам подпрограммы, ветеранам, инвалидам в выдаче сертификата (свидетельства для получения субсидии) либо в выдаче сертификата на другой состав семьи.
На основании приведенных положений коллегия полагает, что, отказывая истцу в выдаче ГЖС, рабочая группа действовала в рамках своих полномочий и, как указано выше, мотивы отказа в связи с непредоставлением документов о сдаче ранее предоставленного жилья являются законными и обоснованными, в связи с чем оспариваемые решения рабочей группы не подлежали отмене.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований, по которым суд первой инстанции мог бы удовлетворить заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 марта 2011 года оставить без изменения, а поданную кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20 июня 2011 г. N 33-8824/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)