Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 24 мая 2011 г. N 33-7607/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Вологдиной Т.И. и Пучинина Д.А.
при секретаре
Порохневе В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 мая 2011 года кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 25 марта 2011 года по гражданскому делу N 2-5110/11 по заявлению Титовой Т.И., действующей в интересах несовершеннолетнего сына В.Ф., об оспаривании решения начальника территориального пункта N 68 УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Приморском районе Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения представителя УФМС России по СПб и ЛО Куниной С.В., поддержавшей жалобу, и представителя Титовой Т.И. - Радушевской О.А., просившей оставить обжалуемое решение без изменения, судебная коллегия
установила:
Решением Приморского районного суда от 25.03.2011 г. по настоящему делу удовлетворено заявление Титовой Т.И. о признании незаконным отказа начальника территориального пункта N 68 УФМС России по СПб и ЛО в Приморском районе Санкт-Петербурга от 25.10.2010 г. в регистрации несовершеннолетнего сына заявительницы В.Ф. <дата> г. рождения по месту ее жительства в <адрес> в Санкт-Петербурге и на данное должностное лицо возложена обязанность осуществить регистрацию В.Ф. по указанному адресу.
В кассационной жалобе УФМС России по СПб и ЛО просит отменить вынесенное судом решение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального права, и принять новое об отказе в удовлетворении заявления.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие начальника ТП N 68 УФМС России по СПб и ЛО в Приморском районе Санкт-Петербурга, извещенного о времени и месте заседания суда кассационной инстанции (л.д.46, 47), и не сообщившего о причине своей неявки.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, основанием к отказу к регистрации несовершеннолетнего сына заявительницы по месту ее жительства послужило отсутствие на это письменного согласия отца ребенка, необходимость в представлении которого была обоснована ссылкой на нормы ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации (л.д.12).
Рассматривая дело, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и на основе анализа положений действующего законодательства пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ противоречит закону и нарушает права несовершеннолетнего сына заявительницы В.Ф.
Согласно части 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей. Согласно части 1 ст. 40 Конституции каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно.
Пунктом 2 ст. 31 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.
Согласно п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
В соответствии с п. 1 ст. 64 СК РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно п. 3 ст. 65 СК РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя (ч. 1 ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Установленное положениями ч. 2 ст. 31 ЖК РФ равенство прав собственника и членов его семьи, связанных с пользованием жилым помещением, также предполагает их равное право на вселение несовершеннолетних детей.
Из указанных правовых норм следует, что несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей. Такое соглашение выступает предпосылкой вселения ребенка в конкретное жилое помещение.
При этом, исходя из принципа равенства прав и обязанностей родителей, являющихся законными представителями своих несовершеннолетних детей, и отсутствия в законе установленной формы соответствующего соглашения, предполагается, что при совершении одним из родителей действий по вселению детей по месту своего жительства он действует с согласия другого родителя.
В свою очередь, в случае спора по этому вопросу любой из родителей в силу положений п. 3 ст. 65 СК РФ вправе обратиться в суд с заявлением об определении места жительства детей.
Аналогичным образом в законодательстве разрешен, в частности, вопрос о возможности выезда ребенка за пределы Российской Федерации с одним из родителей. Согласно ст. 20 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 г. N 114-ФЗ несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Статьей 21 Закона предусмотрено, что в случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.
Однако в данном случае материалы дела не указывают на наличие подобного спора между Титовой Т.И. и отцом ребенка - гражданином <...> В.Ч., с которым заявитель с 27.09.2009 г. состоит в зарегистрированном браке (л.д.15, 24).
Как следует из материалов дела, В.Ф. <дата> г. рождения регистрируется матерью по месту ее жительства как новорожденный, ранее регистрации по иному адресу не имел, в том числе совместно с отцом, у которого, по объяснениям заявителя, собственного постоянного жилья в России нет.
Как указано выше, в силу положений жилищного законодательства Титова Т.И. вправе осуществить вселение своего несовершеннолетнего сына в жилое помещение по месту своего жительства вне зависимости от наличия письменного согласия отца ребенка либо иных лиц.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации N 5242-1 от 25.06.1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Таким образом, по смыслу положений названного Закона регистрация является административным актом и носит уведомительный характер.
При этом по общему правилу статьи 6 Закона для регистрации достаточно представления заявления по установленной форме, документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенной копии. Представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое является его местом жительства.
Согласно пункту 28 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних.
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС РФ от 20.09.2007 г. N 208, заявление о регистрации по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).
Согласно пункту 79 Регламента новорожденные регистрируются по месту жительства родителей или одного из родителей в порядке, установленном пунктом 78 Регламента.
Последним пунктом предусмотрено, что на несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, заполняется отдельная карточка о регистрации по форме N 9 и скрепляется с карточкой законного представителя (родителя, опекуна), который от имени ребенка представлял заявление о регистрации ребенка по месту жительства.
Исходя из приведенных норм для регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства одного из родителей письменное согласие другого родителя не требуется.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал оспариваемый отказ в регистрации незаконным и в целях устранения допущенного нарушения прав несовершеннолетнего ребенка возложил на начальника ТП N 68 УФМС России по СПб и ЛО в Приморском районе Санкт-Петербурга обязанность зарегистрировать В.Ф. по месту жительства его матери в <адрес> в Санкт-Петербурге (л.д.14).
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 25 марта 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 мая 2011 г. N 33-7607/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)