Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 25 апреля 2011 г. N 3-117/11
25 апреля 2011 года Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Сухаревой С.И.
с участием прокурора Рыбаловой О.А.
адвоката Маевской Е.А.
при секретаре Аскиркиной Л.Р.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ГалаганЛ.В. об оспаривании абзаца 3 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Санкт-Петербурга" от 24 ноября 2004 года N 589-79,
установил:
17 ноября 2004 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Санкт-Петербурга", подписанный губернатором Санкт-Петербурга 24 ноября 2004 года и официально опубликованный в Вестнике Законодательного Собрания Санкт-Петербурга N 27 от 26 ноября 2004 года и газете "Санкт-Петербургские ведомости" N 227, от 26 ноября 2004 года. (л.д.101).
Абзацем 3 статьи 9 вышеназванного закона (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 22 июня 2009 года N 281-53) установлено, что гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга и федеральным законодательством независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по федеральному законодательству, либо по настоящему Закону Санкт-Петербурга по выбору гражданина.
Галаган Л.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании абзаца 3 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Санкт-Петербурга" от 24 ноября 2004 года N 589-79, указывая, что она является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда, инвалидом 1 группы. Статус ветерана Великой Отечественной войны присвоен ей на основании пункта 4 части 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, как лицу, проработавшему в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев. Согласно действующему федеральному законодательству она вправе получать меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах". Одновременно с Федеральным законом меры социальной поддержки предусмотрены и Законом Санкт-Петербурга "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Санкт-Петербурга" от 24 ноября 2004 года N 589-79, а именно пунктом 1 статьи 3 и пунктом 1 статьи 4 названного Закона. Следовательно, заявитель имеет законные основания для получения мер социальной помощи как по федеральному законодательству, так и по законодательству субъекта Российской Федерации. Однако порядок предоставления выплаты, предусмотренный оспариваемым абзацем 3 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга N 589-79 от 17 ноября 2004 года, препятствует исполнению пункта 1 статьи 3 и пункта 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 589-79, поскольку устанавливает, что предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по Закону Санкт-Петербурга, либо по федеральному законодательству по выбору гражданина. На основании пункта 1 части 2 статьи 28.1. Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, заявитель, как инвалид 1 группы, имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты инвалидам из бюджета Российской Федерации, либо в соответствии с Законом Санкт-Петербурга право на получение ежемесячной денежной выплаты как труженик тыла или как ветеран труда из бюджета Санкт-Петербурга. Такой порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты нарушает право заявителя на получение мер социальной поддержки от Санкт-Петербурга и противоречит статьям 10, 20, 22 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах". (л.д.2-4).
Заявитель Галаган Л.В. и ее адвокат Маевская Е.А., действующая на основании ордера от 12 апреля 2011 года (л.д.48), явились в судебное заседание, заявление поддержали.
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Голубева Н.Н., действующая по доверенности от 15 апреля 2011 года N 619-юр, явилась в судебное заседание, против удовлетворения заявления возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. (л.д.54-57).
Представитель губернатора Санкт-Петербурга Макорта Г.А., действующий по доверенности от 12 января 2011 года N 07-125\40, явился в судебное заседание, против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.92-96).
Выслушав стороны, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Рыбаловой О.А., полагавшей, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям.
Согласно подпункту "ж" статьи 72, статье 76 Конституции Российской Федерации, статье 11 Устава Санкт-Петербурга вопросы социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В силу статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В силу требований пункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан находящихся в трудной жизненной ситуации, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе по оплате услуг связи.
Согласно статьям 20, 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, а также меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что меры социальной поддержки, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 названного закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение федерального законодательства Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Закон N 589-79 от 24 ноября 2004 года.
Следовательно, Закон Санкт-Петербурга N 589-79 от 24 ноября 2004 года принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции в соответствии с положениями Конституции, Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Устава Санкт-Петербурга. Что подтверждается также постановлением Уставного суда Санкт-Петербурга от 09 июля 2009 года N 011\09-П по делу о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений абзаца третьего статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 17 ноября 2004 года N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге".
Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга N 589-79 от 24 ноября 2004 года установлены меры социальной поддержки лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Статьей 4 вышеназванного закона Санкт-Петербурга установлены меры социальной поддержки ветеранам труда, а также гражданам, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Абзацем 3 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга N 589-79 от 24 ноября 2004 года установлено положение, в соответствии с которым гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 589-79 от 24 ноября 2004 года и федеральным законодательством независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), предоставляется одна ежемесячная выплата либо по федеральному законодательству, либо по Закону Санкт-Петербурга по выбору гражданина.
Аналогичное правило содержится в части 2 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которой: если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по Федеральному закону "О ветеранах" и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным Законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная выплата либо по Федеральному закону "О ветеранах", либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Аналогичная по своему содержанию правовая норма содержится и в пункте 3 статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на основании которого получает ежемесячную денежную выплату заявитель Галаган Л.В.
Таким образом, региональным законодателем в оспариваемой норме соблюдены требования, предъявляемые пунктом 2 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к получению мер социальной защите граждан в условиях, когда гражданин имеет право на получение меры социальной поддержки по двум или более основаниям.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что в данном случае оспариваемая правовая норма не противоречит федеральному законодательству и по своему содержанию полностью аналогична положениям, содержащимся в вышеназванных федеральных законах, в удовлетворении заявленных Галаган Л.В. требованиях следует отказать.
Доводы заявителя о том, что оспариваемая правовая норма умаляет права тружеников тыла и ветеранов труда на получение мер социальной поддержки по Закону Санкт-Петербурга N 589-79 и нарушает конституционное право заявителя как труженика тыла и ветерана труда на получение мер социальной поддержки, установленных статьями 20 и 22 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах", суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с оспариваемой нормой и аналогичными нормами, предусмотренным федеральным законодательством, гражданин по собственной инициативе делает выбор в пользу предоставления мер социальной поддержки по иному основанию, предусматривающему больший объем такой социальной поддержки, что не свидетельствует ни о снижении уровня социальной поддержки тружеников тыла и ветеранов труда, ни о лишении их права на предоставление мер социальной поддержки.
Следует также отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19 февраля 2009 года N 159-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шкилева Сергея Константиновича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 5 Закона Нижегородской области "О мерах социальной поддержки ветеранов" указал, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, и не может расцениваться как ущемляющее права граждан.
С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемая правовая норма не противоречит федеральному законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя, принята Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в соответствии с его компетенцией, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований Галаган Л.В.
Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований Галаган Л.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья Санкт-Петербургского городского суда |
С.И. Сухарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 25 апреля 2011 г. N 3-117/11
Текст решения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)