Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 9 июня 2011 г. N 33-8784/11
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Володкиной А.И.
Судей
Осининой Н.А., Пошурковой Е.В.
При секретаре
Иванове Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 июня 2011 года кассационную жалобу А. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 13 апреля 2011 года по гражданскому делу N 2-638/11 по иску А. к войсковой части N... о взыскании компенсационной выплаты за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Володкиной А.И., объяснения А., представителя в/ч N... Г., - судебная коллегия
установила:
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 13 апреля 2011 года истице отказано во взыскании с ответчика компенсационной выплаты за наем жилого помещения за период с 03 февраля 2009 года до обеспечения жилым помещением.
В кассационной жалобе истица просит решение отменить как незаконное и необоснованное.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников по делу, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения.
В ходе слушания дела судом первой инстанции установлено, что истица является вдовой военнослужащего капитана 2 ранга Б., проходившего военную службу по контракту у ответчика; 02 февраля 2008 года Б. умер.
Также судом установлено, что семья военнослужащего В. (он, супруга-истица, н/л дочь) на момент его смерти состояли на учете лиц нуждающихся в предоставлении жилья, не были обеспечены жильем.
Ответчик произвел выплату истице компенсации за наем жилья лишь по 02 февраля 2009 года включительно; в выплате компенсации за период с 03 февраля 2009 года до момента обеспечения истицу жильем отказано.
При вынесении решения суд первой инстанции учитывал вышеуказанные обстоятельства, руководствовался требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", приказа Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235 "О мерах по реализации в Вооруженных силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909" и исходил из того, что денежная компенсация членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, выплачивается ежемесячно воинской частью (организацией) по последнему месту военной службы военнослужащего до получения ими жилого помещения либо предоставления им субсидий по государственным жилищным сертификатам или в виде безвозмездной финансовой помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более чем в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца (пункт 3 Положения); Б. умер 02 февраля 2008 года, в течение года с его смерти истице выплачивалась компенсация за наем жилья - до 02 февраля 2009 года; поэтому суд пришел к выводу о том, что оснований для взыскания компенсации за период с 03 февраля 2009 года до момента предоставления истице жилья не имеется.
Судебная коллегия считает, что при разрешении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы истицы не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения в связи с тем, что сводятся к иному толкованию примененных судом норм права.
Истица в обоснование своих требований ссылается на пункты 4 и 5 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на компенсационные выплаты по оплате (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.05.2006 N 66-ФЗ):
общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), а также найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах;
коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда;
установки квартирных телефонов по действующим тарифам, услуг местной телефонной связи, оказанных с использованием квартирных телефонов, абонентской платы за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами (в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 339-ФЗ);
топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления (в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 339-ФЗ).
Порядок и размеры компенсационных выплат, предусмотренных настоящим пунктом, определяются Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
За членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, за исключением социальных гарантий и компенсаций, указанных в пунктах 2-4 вышеуказанной статьи, в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца сохраняются другие социальные гарантии и компенсации, которыми они пользовались при жизни указанных военнослужащих (граждан), если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
По мнению судебной коллегии вышеуказанная норма о праве на компенсационные выплаты членов семьи умершего военнослужащего по оплате найма в рамках заявленного спора не подлежит применению; данная норма предоставляет право на компенсацию по оплате найма уже имеющегося в распоряжении члена семьи жилья. Судебная коллегия приходит к такому выводу исходя из системного толкования вышеуказанной нормы и постановления Правительства РФ от 02.08.2005 N 475 "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг".
В рамках заявленного спора следует учитывать положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Именно указанная компенсация выплачивалась военнослужащему Б., и именно на указанную компенсацию претендует истица.
При этом судебная коллегия обращает внимание на то, что порядок выплаты и размер указанной компенсации определяются Правительством Российской Федерации, а именно: постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей".
Указанная компенсация не предусмотрена пунктами 2-4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (Социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца), поэтому в соответствии с пунктом 5 указанной статьи, данная компенсация может быть сохранена за членом семьи умершего военнослужащего на срок не более года со дня смерти военнослужащего.
Таким образом, оснований для сохранения за истицей право на спорную компенсацию по истечении года со дня смерти супруга не имеется.
То обстоятельство, что лишь в мае 2011 года истице с дочерью предоставлена для постоянного жилья квартира, с учетом вышеизложенного не может влиять на существо принятого решения.
Иные доводы кассационной жалобы, сводятся к изложению обстоятельств дела и переоценке обстоятельств, что не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 13 апреля 2011 года оставить без изменения; кассационную жалобу А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 9 июня 2011 г. N 33-8784/11
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)