Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 27 апреля 2011 г. N 33-6237
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Кутыева О.О.,
судей Параевой В.С. и Петровой Ю.Ю.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 24 февраля 2011 года по делу N 2-701/11 по иску О. к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Кутыева О.О., объяснения представителя Военного комиссариата Санкт-Петербурга К., действующего на основании доверенности от 20.04.2011, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения О., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
О. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Санкт-Петербурга об обязании выплатить компенсацию за наем жилого помещения за период с 24.11.2010 по 31.12.2010. В обоснование заявленных требований истец указал, что был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, жилым помещением обеспечен не был, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время пользуется жилым помещением на основании договора найма, ответчик в выплате компенсации за наем жилого помещения отказал. Полагая действия Военного комиссариата Санкт-Петербурга незаконными, истец обратился в суд.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 24 февраля 2011 года исковые требования О. удовлетворены частично.
Названным решением суд взыскал с ответчика в пользу истца денежную компенсацию за наем жилого помещения в размере <...> руб. 00 коп., а также судебные расходы. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
В кассационной жалобе Военный комиссариат Санкт-Петербурга ставит вопрос об отмене указанного решения, ссылаясь на то, что поскольку истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не в Жилищном комитете города либо района, у него не возникло права на компенсацию расходов за наем жилого помещения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, закон, подлежащий применению, юридически значимые обстоятельства определены и установлены в полном объеме, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что О. приказом командира в/ч <...> от 31.08.2010 досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д. 14).
На момент увольнения календарная выслуга лет О. составляет 15 лет 6 месяцев.
О. с 2001 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФГУ <...> МО РФ (л.д. 41).
В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ N 76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих" военнослужащим при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего ФЗ.
В соответствии со ст. 23 вышеназванного ФЗ РФ военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Судом первой инстанции установлено, что при увольнении с военной службы жилым помещением О. обеспечен не был.
Таким образом, О., имеющий выслугу более 10 лет, будучи уволенным в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеет право на получение бесплатно жилого помещения, которым по увольнении обеспечен не был.
В соответствии с п. 14 ст. 15 вышеназванного ФЗ РФ военнослужащим - гражданам, уволенным с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, при невозможности обеспечить их жилыми помещениями ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
С учетом вышеизложенных положений ФЗ "О статусе военнослужащих" право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением.
Судебная коллегия полагает, что увольнение признанного нуждающимся в жилом помещении истца без предоставления жилого помещения имело место с сохранением обязанности обеспечить его жилым помещением по последнему перед увольнением месту военной службы, законных оснований для отказа истцу в получении компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до обеспечения его жилым помещением не имеется.
Поскольку право истца на обеспечение его жилым помещением было признано до 01.03.2005, истец был уволен без предоставления жилого помещения, до настоящего времени состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, требования истца по праву являются обоснованными.
Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением в соответствии со ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 установлены предельный размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилых помещений, а также условия и размеры его повышения, в частности в городах Москве и Санкт-Петербурге размер такой компенсации был определен равным 1 500 рублям, а с 01.01.2009 г. - 15 000 рублей в месяц.
С учетом вышеприведенных правовых норм и установленного факта того, что истец в период ноябрь - декабрь 2010 года осуществлял по договору найма пользование квартирой по адресу <...>, принадлежащей М. суд первой инстанции счел обоснованными исковые требования О. по размеру и взыскал с ответчика в пользу истца денежную компенсацию за два месяца.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, оснований для отмены не имеется.
В кассационной жалобе в качестве основания для отмены решения ответчик ссылается на то обстоятельство, что истец состоит на учете нуждающихся не в уполномоченной органами исполнительной власти субъектов РФ организации, а в ФГУ "Вторая Волгоградская КЭЧ района" МО РФ.
Судебная коллегия находит указанный довод кассационной жалобы подлежащим отклонению, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права, заявлялся ответчиком в суде первой инстанции, был предметом оценки суда первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки сделанной судом оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для признания несостоятельным вывода суда об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 24 февраля 2011 года оставить без изменения, поданную кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27 апреля 2011 г. N 33-6237
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)