Определение Ленинградского областного суда
от 24 марта 2011 г. N 33-1500/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.
судей Горбатовой Л.В., Ильичевой Т.В.
при секретаре Ш.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Правительства Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 31 января 2011 года, которым Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом Правительства Ленинградской области отказано в удовлетворении исковых требований к участникам общей долевой собственности на земли АОЗТ <...> о признании права собственности на земельные участки, сформированные в счет невостребованных земельных долей на земельный участок АОЗТ <...>.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Горбатовой Л.В., объяснения представителя истца Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом - Я., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения ответчика С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом Правительства Ленинградской области (далее - Леноблкомимущество) обратился в суд с иском о признании за Ленинградской областью права собственности на земельные участки, сформированные в счет невостребованных земельных долей участников общей долевой собственности из земель АОЗТ <...>. Первоначально иск предъявлен к 40 ответчикам, в ходе рассмотрения дела субъектный состав ответной стороны был расширен, в качестве ответчиков указаны 223 лица.
В дальнейшем в связи с установлением факта смерти ответчиков и привлечением к участию в деле их правопреемников в качестве соответчиков, на момент рассмотрения дела по существу в качестве ответчиков выступали всего 159 лиц, а именно: <ФИО 165>
В отношении земельных паев, у владельцев которых наследники отсутствуют, к участию в деле в качестве ответчика привлечена ИФНС по Лужскому району.
В обоснование исковых требований истец указал, что <...> в газете <...> опубликован список невостребованных земельных долей из земель общей долевой собственности АОЗТ <...>. Земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок АОЗТ <...> ответчиков, а также еще ряда граждан, являются невостребованными. На <...> было назначено собрание участников общей долевой собственности на земельный участок из земель АОЗТ <...> по вопросу определения местоположения границ земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей. Поскольку участники общей долевой собственности на земельный участок из земель АОЗТ <...> не явились, Леноблкомимуществом было определено местоположение земельных участков, в границах которых будут выделены земельные участки в счет невостребованных земельных долей.
В результате в счет невостребованных земельных долей земельного участка АОЗТ <...> сформированы 23 земельных участка: <...>.
Ссылаясь на положения п. 5 ст. 13 Федерального закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 8 Закона Ленинградской области N 107-оз от 02 декабря 2005 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области", распоряжение Правительства Ленинградской области от 11 сентября 2009 года N 413-р "О мерах по выделению земельных участков в счет не востребованных собственниками земельных долей в Лужском муниципальном районе Ленинградской области", истец просил признать право собственности Ленинградской области на указанные земельные участки.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 31 января 2011 года Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом Правительства Ленинградской области в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом Правительства Ленинградской области просит решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что формирование и постановка спорных земельных участков на кадастровый учет произведены в точном соответствии с требованиями п. 5 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Также, податель жалобы полагает, что принимать отдельно решение о формировании земельных участков в счет невостребованных земельных долей не требовалось, поскольку данные действия Леноблкомимущества были предусмотрены распоряжением Правительства Ленинградской области от 11 сентября 2009 года N 413-р "О мерах по выделению земельных участков в счет не востребованных собственниками земельных долей в Лужском муниципальном районе Ленинградской области".
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования.
Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей.
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.
В силу п. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой находятся невостребованные земельные доли, определяется решением общего собрания участников долевой собственности.
Согласно пунктам 1, 4 ст. 8 Областного закона Ленинградской области от 02 декабря 2005 N 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области", в случае если собственники земельных долей не распоряжались ими (не завещали, не внесли ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, не передали в доверительное управление, не продали или не подарили ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности) в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные доли), на основании распоряжения Правительства Ленинградской области уполномоченный орган государственной власти Ленинградской области осуществляет публикацию сообщения о невостребованных земельных долях с указанием их собственников в официальном издании Ленинградской области.
Уполномоченный орган государственной власти Ленинградской области производит выдел и устанавливает границы земельного участка, образуемого в счет невостребованных земельных долей, после чего от имени Ленинградской области направляет в суд заявление о прекращении прав собственности участника (участников) долевой собственности и о признании прав собственности Ленинградской области на такой земельный участок.
В состав земельного участка, образуемого в счет невостребованных земельных долей, в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости (п. 1 ст. 8 Областного закона).
Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей. В случае принятия такого решения уполномоченный орган государственной власти Ленинградской области производит выдел и устанавливает границы этого земельного участка в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности (п. 4 ст. 8 Областного закона).
Судом первой инстанции на основании имеющихся материалов дела установлено, что 11 сентября 2009 года Правительством Ленинградской области издано распоряжение за N 413-р "О мерах по выделению земельных участков в счет не востребованных собственниками земельных долей в Лужском муниципальном районе Ленинградской области", в соответствии с которым Леноблкомимуществу дано распоряжение до <...> опубликовать в газете <...> сообщение о не востребованных собственниками земельных долях АОЗТ <...> после чего сформировать земельные участки в счет не востребованных собственниками земельных долей и поставить их на государственный кадастровый учет (л.д. 21, т. 1).
<...> в N <...> газеты <...> опубликован список невостребованных земельных долей из земель общей долевой собственности АОЗТ <...> (л.д. 22 - 23, т. 1).
<...> между Леноблкомимуществом и ОАО <...> заключен государственный контракт N <...> на выполнение работ по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности, подготовке документов по оформлению права собственности Ленинградской области на невостребованные земельные доли, а также на не используемые по целевому назначению земли сельскохозяйственного назначения в АОЗТ "Волошовское" и АОЗТ "Серебрянское" Лужского района (л.д. 252 - 258, т. 1).
<...> в N <...> газеты "Вести" опубликовано сообщение ОАО <...> о проведении собраний участников общей долевой собственности на земельный участок из земель АОЗТ <...> <...> и <...> (л.д. 263, т. 1).
<...> состоялось собрание участников общей долевой собственности на земельный участок по <...>
Из протокола указанного собрания следует, что участники общей долевой собственности на собрание не явились. На данном собрании представителем ОАО <...> - <ФИО 166> было принято решение включить в состав земель, в границах которых будут выделяться земельные участки в счет невостребованных долей, земельные участки, принадлежащие участникам на праве общей долевой собственности, за исключением участков, выделенных в счет долей в праве общей долевой собственности по состоянию на <...>. Кроме того, было принято решение считать согласованными по местоположению и границам земельные участки, выделенные из долевой собственности в счет невостребованных земельных долей согласно представленной схеме расположения земельных участков (л.д. 20, т. 1).
Оценив указанные обстоятельства дела в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении установленной законом процедуры формирования земельного участка в счет невостребованных долей.
В качестве такого нарушения судом обоснованно было названо несоблюдение требований ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", устанавливающих порядок созыва, проведения и принятия общим собранием соответствующего решения.
В частности, инициатором проведения общего собрания выступило ОАО <...>, то есть, лицо, не являющееся уполномоченным на созыв общего собрания участников долевой собственности. Ни один из участников общей долевой собственности участия в общем собрании не принимал, таким образом, кворум для принятия решения об определении местоположения земельного участка в счет невостребованных земельных долей отсутствовал. Представитель ОАО <...> не обладал полномочиями по принятию указанного решения от имени общего собрания участников долевой собственности.
При таких обстоятельствах, формирование земельного участка в счет невостребованных земельных долей на основании собрания участников общей долевой собственности от <...> не может быть признано законным.
Доводы истца о том, что участок был сформирован решением Леноблкомимущества, обоснованно были отвергнуты судом первой инстанции как несостоятельные и неподтвержденные. Соответствующего решения истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено. По смыслу п. 5 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" Распоряжение Правительства Ленинградской области N 413-р от 11 сентября 2009 года не является соответствующим решением об образовании земельного участка в счет невостребованных земельных долей.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда в этой части, как основанными на правильном применении действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Кроме того, материалами дела подтверждается и не опровергнуто истцом, что при формировании земельных участков в счет невостребованных долей в них были включены участки ответчиков, которые уже распорядились своими долями, чего истцом учтено не было.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания за Ленинградской областью права собственности на спорные земельные участки, поскольку действия Леноблкомимущества по их формированию произведены с нарушением требований п. 5 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", п. 1 ст. 8 Закона Ленинградской области от 02 декабря 2005 N 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области".
Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградской области полагает, что суд первой инстанции, отказывая Леноблкомимуществу в судебной защите имущественного права на земельные участки, правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, произвел оценку представленных доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, применил закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решение при точном соблюдении гражданского процессуального законодательства.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием к отмене принятого судебного решения, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. ст. 360, 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 31 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 24 марта 2011 г. N 33-1500/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)