Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 27 апреля 2011 г. N 33-6245
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Кутыева О.О.,
судей Параевой В.С. и Петровой Ю.Ю.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу К. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 09 марта 2011 года по делу N 2-889/11 по иску К. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга о признании права на досрочную пенсию.
Заслушав доклад судьи Кутыева О.О., объяснения представителя К. адвоката Исупова Л.Л., действующего на основании ордера от 27.04.2011, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга П., действующего на основании доверенности от 09.08.2010 сроком на 1 год, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
К. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований истец указал, что обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности на полевых и геологоразведочных работах, в том числе, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В назначении пенсии К. было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа. Полагая действия ответчика незаконными, истец обратился в суд.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 09 марта 2011 года К. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе К. ставит вопрос об отмене указанного решения, ссылаясь на то, что суд не дал надлежащей оценки представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного этим Законом возраста, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 указанного ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из материалов дела усматривается, что К. 25.03.2010 обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности на полевых геологоразведочных работах, в том числе, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга от 03.09.2010 К. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа продолжительностью 12 лет 6 месяцев работы в полевых условиях или 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (л.д. 6 - 10).
Указанным решением установлено, что специальный стаж К. дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 составляет на дату обращения в календарном исчислении 1 год 11 мес. 22 дн. или 2 года 11 мес. 18 дн. в льготном исчислении; стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 составляет 09 лет 11 мес. 23 дня, что является в силу п.п. 6 п. 1 ст. 27 и п.п. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" недостаточным для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
При этом, в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 не включен период работы с <...> по <...> в полевых условиях в Беломорской полевой геолого-добывающей экспедиции, поскольку согласно справке Управления ПФР в г. Архангельске документы по производственной деятельности экспедиции и непосредственной занятости К. в технологическом процессе представлены не были.
Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга во изменение решения от 03.09.2010 24.11.2010 вынесено еще одно решение, в котором указано, что специальный стаж К., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001, составляет на дату обращения в календарном исчислении 08 мес. 07 дн. или 1 год 10 дн. в льготном исчислении; стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 составляет 09 лет 11 мес. 23 дня, при этом указано, что в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не были включены периоды работы с <...> по <...>; с <...> по <...>; с <...> по <...>; с <...> по <...>; с <...> по <...>; с <...> по <...> ввиду того, что работы в указанные периоды проводились не в полевых условиях, а в городе Енисейске и поселке Чернышевском (л.д. 14 - 15).
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что для досрочного назначения трудовой пенсии по старости требуется представление документов, подтверждающих работу в определенных условиях, в данном случае в полевых условиях или в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностям; в настоящем случае необходимые документы истцом представлены не были, периоды работы истца в Беломорской полевой геолого-добывающей экспедиции не подтверждены справками работодателя о непосредственной занятости истца в технологическом процессе, иные периоды работы истцом также документально не подтверждены, в связи с чем, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, находит их постановленными с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Общие условия назначения трудовой пенсии по старости изложены в ст. 7 ФЗ РФ N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ", в соответствии с которой право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Вместе с тем, как уже указывалось выше, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (п.п. 6 п. 1 ст. 27).
Кроме того, в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 указанного ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
К. достиг возраста 55 лет, его страховой стаж на дату обращения к ответчику составляет 25 лет 09 мес. 02 дн.
В досрочном назначении трудовой пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы как на полевых геологоразведочных работах, так и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Из материалов дела усматривается, что спорными являются периоды работы истца с <...> по <...>; с <...> по <...>; с <...> по <...>; с <...> по <...>; с <...> по <...>; с <...> по <...> во ВСЕГЕИ Министерства геологии СССР, и период работы с <...> по <...> в Беломорской полевой геолого-добывающей экспедиции.
Периоды работы во ВСЕГЕИ Министерства геологии СССР не были включены в стаж работы в полевых геологоразведочных работах, поскольку, по мнению ответчика, проводились не за пределами населенных пунктов, а непосредственно в г. Енисейске и пос. Чернышевском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с позицией ответчика.
При этом в решении суда не изложены мотивы, по которым суд пришел к такому выводу. Решение сводится к изложению правовых норм, регулирующих вопросы досрочного назначения трудовой пенсии по старости, порядок исчисления необходимого стажа, и к констатации того, что факт работы не подтвержден.
Вместе с тем, в решении отсутствует оценка справки ФГУП "ВСЕГЕИ" (л.д. 52), из которой следует, что в спорные периоды с <...> по <...>; с <...> по <...>; с <...> по <...>; с <...> по <...>; с <...> по <...>; с <...> по <...> К. был занят на полевых геологоразведочных работах с полным днем с выплатой полевого довольствия за весь период. При этом в названной справке указано, что она составлена на основании приказов, лицевых счетов, хранящихся в архиве.
Для оценки обоснованности отказа ответчика во включении указанных периодов в стаж работы, и проверки довода о том, что работы осуществлялись в г. Енисейске и пос. Чернышевском, суду первой инстанции надлежало истребовать из ФГУП "ВСЕГЕИ", являющегося правопреемником ВСЕГЕИ Министерства геологии СССР, документы, подтверждающие или опровергающие то, что истец непосредственно выполнял полевые изыскательские или геологоразведочные работы, чего судом сделано не было.
Также в решении суд указывает на то, что справка N 47 от 28.07.1995 по факту работы истца в полевых условиях в Беломорской полевой геолого-добывающей экспедиции с <...> по <...> не может быть принята во внимание, т.к. согласно справке Пенсионного фонда в г. Архангельске работодателем не были представлены документы, подтверждающие производственную занятость истца в технологическом процессе геологоразведочных работ.
Обоснованность указанного вывода суда первой инстанции судебная коллегия оценить не может ввиду отсутствия в материалах дела справки N 47 от 28.07.1995.
Также из материалов дела не усматривается, что указанная справка непосредственно исследовалась судом и была оценена по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности со всеми представленными сторонами доказательствами.
По поводу отсутствия документов работодателя, судебная коллегия считает необходимым отметить, что отсутствие или непредоставление каких-либо документов работодателем как не зависящее от истца не лишает его права на назначение льготной пенсии, в случае необходимости, требуемые обстоятельства могут быть подтверждены иными доказательствами, в частности, свидетельскими показаниями.
Судебное решение по настоящему гражданскому делу в целом является копией отзыва ответчика на исковое заявление и не содержит мотивированной оценки доказательств, которую суд первой инстанции обязан был отразить в решении.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что суд не принял всех требуемых законом мер к правильному определению значимых по делу обстоятельств, а потому решение суда нельзя признать законным и обоснованным.
Судебная коллегия лишена возможности вынести по делу новое решение, поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения не могут быть исправлены судом кассационной инстанции. При отмене решения дело подлежит возвращению в суд на новое рассмотрение в ином составе судей.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть, что в силу п. 9 ст. 30 ФЗ РФ N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу этого Федерального закона.
Согласно ст. 96 Закона РФ от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" трудовой стаж подтверждался на основании документов, выдаваемых в установленном порядке организациями, также в соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказать. В соответствии со ст. 57 ГПК РФ, предложить сторонам представить дополнительные доказательства, проверить заслуживающие внимания доводы и возражения сторон, и в зависимости от установленного вынести решение в соответствии с материальным и процессуальным законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 09 марта 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27 апреля 2011 г. N 33-6245
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)