Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 19 апреля 2011 г. N 5618
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Нюхтилиной А.В.
судей Пучинина Д.А., Рогачева И.А.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 апреля 2011 года гражданское дело N 2-645/11 по кассационной жалобе Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 22 февраля 2011 года по иску Р.А. к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга, третье лицо Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга о признании права собственности на наследство по завещанию и включении в наследственную массу жилого помещения, встречному иску Жилищного Комитета Правительства Санкт-Петербурга к Р.А. о признании недействительной государственной регистрации права собственности на квартиру на имя Г., третье лицо Управление Росреестра.
Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В., объяснения представителя Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга - Р.О. (доверенность <...>), представителя Р.А. - О. (доверенность <...>), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 22 февраля 2011 года признана ничтожной государственная регистрация права собственности Г. на квартиру, расположенную по адресу: <...>; в наследственную массу после смерти <...> года Г. включена квартира, расположенная по адресу: <...>; за Р.А. признано право собственности на однокомнатную квартиру <...>, расположенную <...>.
В кассационной жалобе Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга просит отменить решение суда, считает его неправильным.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Г. принадлежали <...> долей в праве общей долевой собственности на кв. <...> с правом пользования двумя комнатами площадью 20.1 кв. м и 10.3 кв. м.
В соответствии с распоряжением Жилищного комитета от 18 марта 2009 года N 336-р Администрацией Центрального района Г., награжденной знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и состоящей на учете нуждающихся в жилых помещениях на льготной категории учета граждан и в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" с 1990 года, предоставлена кв. <...> путем заключения договора мены.
В соответствии с договором мены от <...> Г. передала субъекту РФ Санкт-Петербургу <...> долей в праве общей долевой собственности на кв. <...> с правом пользования двумя комнатами <...> кв. м и <...> <...> кв. м, получив в собственность однокомнатную квартиру по адресу: <...>, при этом стороны указали, что обмениваемые объекты недвижимого имущества являются равноценными.
По акту приема-передачи Г. <...> года получила спорную квартиру, освободив кв. <...>.
Договор мены был зарегистрирован в Управлении Росреестра 29 июля 2010 года сотрудниками ГУ "Горжилобмен", действующими по доверенности от имени Г., прекратившей свое действие <...> года в связи со смертью Г. и на основании Постановления Правительства СПб N 1591 от <...> года от имени Санкт-Петербурга. Получены свидетельства о праве собственности Санкт-Петербурга на <...> долей в праве общей долевой собственности на квартиру <...> с правом пользования двумя комнатами <...> кв. м и <...> кв. м и праве собственности Г. на квартиру по адресу: <...>.
<...> года Г. скончалась.
В установленный законом срок после смерти матери истец наследник по завещанию (л.д. <...>) обратился к нотариусу с заявлениями о принятии наследства в виде квартиры по адресу: <...>, однако в выдаче свидетельства ему было отказано в связи с тем, что регистрация права собственности Г. на квартиру произведена после ее смерти.
В объеме заявленных к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга требований о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>, и включении в наследственную массу указанного жилого помещения Р.А. указал на то, что спорная квартира получена умершей по договору мены от <...> года, по акту приема-передачи квартира передана и получена Г., он является наследником умершей. Истец считает, что договор мены является действительным, соответствует волеизъявлению сторон, его заключивших, не противоречит закону, наследником фактически принято наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <...>, переданной по акту приема-передачи. Договор мены фактически исполнен сторонами. Принадлежащие наследодателю комнаты <...> в настоящее время распределяются очередникам Администрацией Центрального района Санкт-Петербурга. В собственность Г. занимаемое ею ранее жилое помещение не возвращено.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 567, 1110, 1112 ГК РФ, разъяснениями, содержащимися в Постановлении Верховного Суда РФ N 10 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", на основании объяснений лиц, участвующих в деле, тщательного анализа представленных документов, исходил из того, что договор мены от <...> года является действительным, соответствует волеизъявлению сторон, его заключивших, не противоречит закону, наследодателем фактически принята квартира, расположенная по адресу: <...>, переданная по акту приема-передачи при жизни Г. Договор мены фактически исполнен сторонами, принадлежащие наследодателю комнаты на <...> в настоящее время распределяются очередникам Администрацией Центрального района Санкт-Петербурга, выдан смотровой ордер иному гражданину, в собственность Г. занимаемое ею ранее жилое помещение не возвращено.
Рассматривая заявленные требования, суд обоснованно признал установленным, что наследодатель Г. выразила при жизни волю на заключение договора мены, не отказалась от заключения договора мены, выдала доверенность сотрудникам ГУ "Горжилобмен" на регистрацию договора мены и переход права собственности, получила по акту приема-передачи спорную квартиру <...> г., освободила принадлежащее ей до заключения мены жилое помещение, которым в настоящее время распоряжается Администрация Центрального района Санкт-Петербурга, выдав смотровой ордер. Субъект РФ Санкт-Петербург не отказывался от заключения договора мены, приобрел право собственности на переданное Г. жилое помещение, что подтверждается свидетельством о праве собственности Санкт-Петербурга на <...> долей в праве общей долевой собственности на кв. <...> с правом пользования двумя комнатами 20,1 кв. м и 10,3 кв. м.
При этом суд первой инстанции учел то, что поскольку регистрация права собственности Г. произведена после ее смерти (л.д. <...>), то действительно она является ничтожной в связи с тем, что правоспособность гражданина прекращается в связи с его смертью, однако указанное обстоятельство не является основанием для отказа наследнику во включении квартиры в наследственную массу и признании за наследником по завещанию права собственности на полученную по договору мены наследодателем квартиру. Договор мены фактически исполнен. Наследником по завещанию после смерти Г. являются ее сын истец Р.А., который в установленный срок принял наследство после смерти матери, обратившись к нотариусу А., другие наследники отсутствуют.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (п. 2 ст. 1152 ГК РФ).
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).
Согласно ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", на основании статей 58, 1110 и 1112 ГК Российской Федерации обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.
Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
Следовательно, после смерти Г., выразившей свою волю на получение спорного имущества по договору мены, но умершую до государственной регистрации перехода права собственности на указанную квартиру, обязанности по договору мены спорной квартиры перешли к ее наследнику, истцу по настоящему делу.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем доводы кассационной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. ст. 362 - 364 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 22 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 19 апреля 2011 г. N 5618
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)