Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 21 апреля 2011 г. N 5794
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Нюхтилиной А.В.
судей Пучинина Д.А., Рогачева И.А.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 апреля 2011 года гражданское дело N 2-440/11 по кассационной жалобе Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2011 года по иску Б. в лице опекуна К. к Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В., объяснения представителя Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга - Г. (доверенность <...>), К. и ее представителя С. (заявление в деле), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Б. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обязании поставить ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении бесплатного жилого помещения с учетом причитающихся льгот, со дня обращения с заявлением <...> года; обязании ответчика предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, и учитывая необходимость проживания с ней опекуна К.; взыскать в качестве морального вреда <...> рублей. В обоснование иска указывала, что она является участником Великой Отечественной войны (ВОВ), инвалидом 1 группы, имеет тяжелую форму заболевания, утвержденную постановлением Правительства РФ N 978 от 16.06.2006 года, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Зарегистрирована и проживает в 3-комнатной квартире <...>. Кроме нее, в квартире зарегистрирована ее дочь К., семья внучки из 3-х человек. В марте 2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. Письмом от <...> года и от <...> года администрация района отказала ей в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на отсутствие 10 лет проживания в г. Санкт-Петербурге, а также, что ее жилищная обеспеченность составляет 10,9 кв. м Считает отказ незаконным, нарушающим ее права, а также, что администрация Петродворцового района нарушив требования жилищного законодательства, причинила ей моральный вред.
Решением суда от 21.10.2010 года исковые требования Б. удовлетворены частично.
Суд признал решение об отказе в постановке на учет Б. в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконным, обязал Администрацию Петродворцового района принять Б. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 09.03.2010 года и предоставить жилое помещение в соответствии с ФЗ "О ветеранах" в редакции от 06.05.2010 года и действующим законодательством.
В удовлетворении остальных исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20.01.2011 года решение районного суда от 21.10.2010 года в части признания незаконным решения Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения Б., обязании принять Б. на учет нуждающихся в жилых помещениях с <...> года и отказа в возмещении морального вреда оставлено без изменения. В остальной части решение суда отменено с направлением дела на новое рассмотрение в ином составе судей (л.д. <...>).
При новом рассмотрении дела законный представитель Б. К., уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила обязать Администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга незамедлительно предоставить Б. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга на семью из двух человек по норме предоставления в соответствии с Федеральным законом РФ "О ветеранах" и общих установленных норм не менее 54 кв. м (36 кв. м + 18 кв. м), а также с учетом права Б. на дополнительную жилую площадь, в виде двухкомнатной квартиры с изолированной жилой комнатой для инвалида Б. площадью не менее 16 кв. м, кухней не менее 12 кв. м (л.д. <...>).
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2011 года Администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга обязана предоставить Б. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом права недееспособной на дополнительную жилую площадь, в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга просит отменить решение суда в части обязания предоставить жилое помещение с учетом права недееспособной на дополнительную жилую площадь, считает его в данной части неправильным.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Б., <...> года рождения, с <...> года зарегистрирована в трехкомнатной квартире <...> общей площадью 54,43 кв. м, принадлежащей на праве собственности ее дочери К. (<...> доли), внучке А. (<...> доли), мужу внучки А. (<...> доли). В квартире помимо Б. зарегистрированы ее дочь К., внучка, зять, правнучка (л.д. <...>).
Решением Петродворцового районного суда от 20.07.2010 года Б. признана недееспособной.
Постановлением главы Местной администрации Муниципального образования город Петергоф от <...> года N <...> над Б. установлена опека, опекуном назначена К. (л.д. <...>).
Вступившим в законную силу решением Петродворцового районного суда от 21.10.2010 года на Администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга возложена обязанность принять Б. на учет нуждающихся в жилых помещениях с 09.03.2010 года. Судом первой и кассационной инстанций установлено, что Б. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом первой группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое входит в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378 (л.д. <...>), в связи с чем подлежит постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Разрешая настоящий спор, суд руководствовался положениями п. 3 ч. 2 ст. 57, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ пришел к выводу о том, что Б. подлежит обеспечению благоустроенным жилым помещением в виде отдельной квартиры во внеочередном порядке.
При этом суд учел, что закон не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также от наличия или отсутствия жилых помещений, подлежащих предоставлению гражданам.
Разрешая заявленные требования, суд также принял во внимание, что согласно ст. 15 ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, к которым относится обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета жильем, осуществляемое в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 23.2 указанного Закона участники Великой Отечественной войны должны быть обеспечены жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета исходя из общей площади 36 кв. м
При таком положении, суд пришел к выводу о том, что в силу действующего законодательства Б., как участник Великой Отечественной войны, подлежит обеспечению жильем, общая площадь которого не должна быть менее 36 кв. м
Вместе с тем, суд руководствуясь положениями ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года N 181-ФЗ признал обоснованным довод истца и о том, что Б. имеет право на дополнительную жилую площадь.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что Администрация Петродворцового района обязана предоставить Б. жилое помещение с учетом ее права на дополнительную жилую площадь.
Частью 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено предоставление гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне, жилых помещений по договору социального найма вне очереди. Предоставляемое по договору социального найма помещение должно соответствовать требованиям ч. ч. 5, 6 ст. 57 ЖК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно п. 1 ст. 50 ЖК РФ минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления.
В соответствии со ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет:
18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек;
33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина.
Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. В иных случаях с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается превышение указанной нормы на всю семью не более чем на половину нормы предоставления площади жилого помещения, полагающейся на одного человека.
При этом, действующий Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит норм, регулирующих предоставление жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.
Пунктом 2 статьи 58 ЖК РФ установлены основания, при которых допускается превышение норм предоставления. Согласно указанной норме федерального закона жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса перечне.
Следовательно, Жилищным кодексом Российской Федерации установлены ограничения при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма с превышением нормы предоставления.
Согласно положениям ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года N 181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ранее ч. 3 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривала, что инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством РФ. Однако данная редакция действовала до 29 декабря 2004 года. В связи с вступлением в действие ЖК РФ были внесены изменения в указанный Закон.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действующее законодательство не возлагает на Администрацию Петродворцового района обязанность предоставить Б. жилое помещением с учетом права на дополнительную жилую площадь.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на обязанность администрации предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.
Вместе с тем, принимая во внимание то, что ФЗ "О ветеранах" предусматривает предоставление участникам Великой Отечественной войны жилого помещения общая площадь которого должна быть не менее 36 кв. м, судебная коллегия полагает возможным обязать администрацию предоставить жилое помещение Б. не менее 36 кв. м.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что отсутствуют предусмотренные законом основания для возложения на Администрацию Петродворцового района обязанности по обеспечению Б. отдельной двухкомнатной квартирой не менее 54 кв. м (36 кв. м + 18 кв. м) на семью из двух человек (она и ее дочь К.).
При этом суд обоснованно исходил из того, что К. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан не состоит, не включена в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, как член семьи Б., в настоящее время ей принадлежит <...> доля в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру <...> общей площадью <...> кв. м, ранее до отчуждения долей квартиры по договору купли-продажи от <...> года дочери А. и зятю А.Д. являлась собственником всей квартиры.
То обстоятельство, что Б. нуждается в постоянном постороннем уходе, как правильно указал суд, само по себе не может служить основанием для предоставления лицу, осуществляющему такой уход, в данном случае опекуну, жилого помещения по договору социального найма в порядке, предусмотренном Законом Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Решение суда в данной части истцом в кассационном порядке не оспаривается.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2011 года изменить, изложив в следующей редакции.
Обязать Администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга предоставить Б. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке общей площадью не менее 36 кв. м.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2011 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 21 апреля 2011 г. N 5794
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)