Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 2 февраля 2011 г. N 976
Судья: Гурьянова П.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Лебедева В.И.,
судей Тарасовой И.В., Савельевой М.Г.
при секретаре К.Ю.
рассмотрела в судебном заседании от 02 февраля 2011 года дело N 2-3918/10 по кассационной жалобе ответчика на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 21 октября 2010 года по иску Прокурора <...> района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к Государственному Детскому Образовательному Учреждению N 44 (далее ГДОУ N 44) об обязании устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Лебедева В.И., объяснения представителя ГДОУ N 44 П., действующей на основании выписки из приказа отдела образования Фрунзенского района, представителя Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга К.Г., действующей на основании доверенности N 091-12-3/11 от 12.01.2011 г., прокурора Костиной Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Прокурор <...> района Санкт-Петербурга обратился в суд с настоящим иском указывая, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды ГДОУ N 44, расположенного по адресу: <...>. В ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что в ГДОУ N 44 при осуществлении профессиональной деятельности нарушаются требования природоохранного законодательства РФ, регламентирующего вопросы отходов производства и потребления, а именно: производственных отходов, отходов от эксплуатируемых нежилых помещений, коммунального мусора от уборки помещений, опасных отходов, включающих в себя люминесцентные ртутьсодержащие трубки и ртутные лампы. В нарушение требований законодательства на момент проверки в ГДОУ N 44 отсутствуют согласованные лимиты (разрешение) на размещение отходов на 2010 г., а также разработанный в установленном порядке проект нормативов образования опасных отходов и лимитов на их использование-размещение. Как показала проверка, по состоянию на 28.06.2010 г. в ГДОУ N 44 отсутствуют паспорта опасных отходов. По мнению прокурора, данные факты свидетельствуют о неисполнении ГДОУ N 44 требований ФЗ "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране атмосферного воздуха", в результате чего создается угроза возникновения вредных воздействий на здоровье человека и окружающую природную среду. На основании указанного прокурор просил обязать ГДОУ N 44 в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов по ГДОУ N <...> по адресу: <...>
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 21 октября 2010 года иск - удовлетворен.
Государственное детское образовательное учреждение N 44 в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу обязано разработать и представить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов по ГДОУ N 44 по адресу: <...>
Суд взыскал с ГДОУ N 44 государственную пошлину в доход государства в размере <...> рублей.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда, считает его неправильным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии со статьей 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами и области охраны окружающей среды.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе размещение отходов производства и потребления, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 3 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, каковым является Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В преамбуле вышеуказанного нормативного правового акта указано, что он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления и предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.
В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях уменьшения количества их образования.
Согласно статье 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предприятиям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (п. п. 3, 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Названный порядок определен правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года N 461 (далее - Правила).
Под лимитом на размещение отходов понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (статья 1 Закона N 89-ФЗ и пункт 3 Правил).
В силу пункта 4 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и предоставляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение или захоронение. При этом понятие хранение отходов законодатель определяет как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронением является - изоляция отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Пункт 7 статьи 12 указанного Закона устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Создание объектов размещения отходов предусматривает наличие специального разрешения органов исполнительной власти с определением места строительства на основе специальных исследований при положительном заключении государственной экологической экспертизы с последующей регистрацией объекта в государственном реестре.
С учетом вышеизложенного, можно прийти к выводу, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а лимиты на размещение отходов должны быть установлены только тем индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность по размещению отходов.
В соответствии с Уставом ГДОУ N 44 основной целью его деятельности является воспитание, обучение и развитие детей в соответствии с их индивидуальными особенностями (п. 1.3 Устава).
На основании пункта 2.1 Устава основной деятельностью ГДОУ N 44 является реализация общеобразовательных программ дошкольного образования различной направленности.
При таких обстоятельствах, невозможно прийти к выводу о том, что ГДОУ N 44 является учреждением, осуществляющим деятельность по размещению отходов, в связи с чем, у него отсутствует обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. По мнению судебной коллегии, нельзя вынести суждение о том, что ГДОУ N 44 оказывает негативное воздействие на окружающую среду, поскольку оно не осуществляет специализированной деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
Указанные выводы суда кассационной инстанции основываются также на имеющихся в материалах дела договорах со специализированными организациями, на которые возложена обязанность по оказанию услуг в сфере обращения с отходами потребления.
Из материалов дела следует, что 03 марта 2010 года между Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и СПб ГУП <...> был заключен государственный контракт N <...> на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации лиминесцентных источников света, ртутьметрическому обследованию и демеркуризации мест их хранения на объектах социальной сферы города, включая детские сады, в соответствии с техническим заданием (приложением N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего государственного контракта (л.д. 81 - 83).
14 января 2010 года между ГДОУ детский сад N 44 и ОАО <...> был заключен договор N <...>, предметом которого является оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов 4-5 класса опасности, включающее в себя прием отходов, их вывоз в места переработки для дальнейшей утилизации, складирования и захоронения.
В обязанности специализированной организации по указанному договору входит оказание услуг на основании действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 - 4 класса опасности (п. 5.11 договора).
Статьей 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности с 1 по 5 класс.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1 - 5 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы 1 - 4 класса опасности должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 года N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" был утвержден перечень образующих отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков, из которого усматривается, что приведенные в исковом заявлении отходы классифицируются следующим образом: 91201300 01 00 5 - отходы (мусор) от уборки территории помещений учебно-воспитательных учреждений; 92300000 00 00 0 - лампы (накаливания, люминесцентные, электронные и другие), последняя цифра кода (тринадцатая) используется для определения класса опасности для окружающей природной среды.
Таким образом, вышеуказанные отходы не могут быть отнесены к 1 - 4 классу опасности, в связи с чем, не требуется паспортизация данных отходов в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", приказом Министерства природных ресурсов России от 02 декабря 2002 года N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований полагать, что ГДОУ N 44 осуществляет деятельность по размещению отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, то есть занимается специализированным размещением отходов в специально оборудованных местах, для создания которых в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 89-ФЗ необходимо разрешение федеральных органов власти, и что имеются основания для возложения на ответчика обязанности разработать и представить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов по ГДОУ N 44.
Вывод суда первой инстанции о том, что ГДОУ N 44 занимается накоплением отходов в помещениях детского сада N 44 материалами дела не подтверждается.
Представитель ответчика в судебном заседании суда первой и кассационной инстанций пояснял, что указанные лампы и мусор не складируются в помещении детского сада, а вывозятся специализированными организациями в порядке и сроки, обусловленные государственными контрактами, при этом отчуждается право собственности на вывозимые отходы (л.д. 116). Доказательств опровергающих указанные доводы прокурор в суд не представил. Кроме того, временное помещение отходов, впоследствии вывозимых специализированными организациями, по мнению судебной коллегии, не является накоплением отходов в том смысле, который придан этому понятию Федеральным законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
При таких обстоятельствах оснований к удовлетворению иска у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия, отменяя решение районного суда, считает возможным вынести по делу новое решение об отказе Прокурору <...> района Санкт-Петербурга в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 21 октября 2010 года отменить.
В иске прокурора <...> района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к Государственному Детскому Образовательному Учреждению N 44 об обязании устранить нарушения отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 2 февраля 2011 г. N 976
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)