Определение Ленинградского областного суда
от 10 марта 2011 г. N 33-1267/2011
Судья Гаврилова Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Горбатовой Л.В.
судей Алексеевой Е.Д., Андреевой Т.Б.
с участием прокурора Гавриловой Е.В.
при секретаре Ш.Ю.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационным жалобам администрации муниципального образования "<...> городское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области К., общества с ограниченной ответственностью <...> на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 24 декабря 2010 года, которым удовлетворено исковое заявление Выборгского городского прокурора Ленинградской области, предъявленное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области, обществу с ограниченной ответственностью <...> открытому акционерному обществу <...> об обязании ликвидировать свалку твердых бытовых отходов на грунтовой территории земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Горбатовой Л.В., объяснения представителей администрации муниципального образования <...> Выборгского муниципального района Ленинградской области - Ш.О., Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя Ленинградской областной прокуратуры Гавриловой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "<...> городское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области (далее - администрация МО "<...> городское поселение"), обществу с ограниченной ответственностью <...> (далее - ООО <...>), открытому акционерному обществу <...> (далее - ОАО <...>) об обязании ликвидировать выявленную в результате проверки свалку бытовых отходов площадью 2,3 га на земельном участке, расположенном <...>
Как указывает Выборгский городской прокурор, по информации, предоставленной <...> лесничеством - филиалом Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения "Управление лесами Ленинградской области", квартал N <...> лесного участка <...> участкового лесничества, где располагается свалка, находится в аренде ООО <...> для целей заготовки древесины на основании договора аренда лесного участка N <...> от <...>, а вывоз бытовых отходов на вышеназванный земельный участок осуществляет ОАО <...>. При этом, как установлено в ходе проверки, данная несанкционированная свалка расположена на территории МО "<...> городское поселение".
По мнению прокурора, ненадлежащее выполнение обязанностей указанными организациями приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории городского поселения. негативно влияет на состояние природной среды и создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения.
В этой связи Выборгский городской прокурор, ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 11, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 13 Земельного кодекса, ст. 55 Лесного кодекса РФ, требовал судебной защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, полагая, что в данном случае обязанность по ликвидации несанкционированной свалки лежит на администрации МО "<...> городское поселение", ООО <...>, ОАО <...>
Решением Выборгского городского суда от 24 декабря 2010 года исковые требования Выборгского городского прокурора удовлетворены в полном объеме: обязанность ликвидировать свалку твердых бытовых отходов возложена на МО "<...> городское поселение", ООО <...> и ОАО <...>.
Не согласившись с принятым судебным решением, представитель администрации МО "<...> городское поселение" К. подала кассационную жалобу, в которой просила его отменить, ссылаясь на существенное нарушение судом первой инстанции при рассмотрении дела норм материального права, а именно положений ст. 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области".
В кассационной жалобе представитель ООО <...> по доверенности С. просит решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 24 декабря 2010 года отменить в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на ООО <...> В качестве основания для отмены принятого судебного решения представитель ответчика ссылался на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Указал, что рассмотрение дела в отсутствие представителя ООО <...> при наличии ходатайства об отложении дела по причине болезни представителя привело к нарушению его процессуальных прав, предусмотренных ст. 35 ГПК РФ, и, как следствие, неправильному установлению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. По мнению представителя ответчика, судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что земельный участок в выделе <...> до настоящего времени в качестве полигона для вывоза твердых бытовых отходов используется ОАО <...>.
Проверив дело, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции на основании материалов дела установлено, что на земельном участке, находящемся в <...> расположена свалка твердых бытовых отходов площадью 2,3 гектара. Вывоз бытовых отходов на данный земельный участок осуществляет ОАО <...> Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением <...> лесничества - филиала Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" от <...> (л.д. 5).
Как следует из материалов дела, решением исполкома Приморского городского Совета депутатов трудящихся N 38 от 12 апреля 1965 года было постановлено отвести <...> комбинату коммунальных предприятий в болотистой части квартала <...> площадь под городскую свалку размером 300 х 400 метров (л.д. 14). Вместе с тем, землеустроительное дело по отводу земельного участка <...> комбинату коммунальных предприятий под свалку в марте 1995 года вернулось из Облкомзема с отрицательным заключением Центра Госэпиднадзора по Ленинградской области N <...> от <...> и отказом Главного управления архитектуры и градостроительства Ленинградской области в отводе земельного участка (л.д. 15).
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в отсутствие соответствующего разрешения на размещение твердых бытовых отходов в районе <...>, действующая в настоящее время свалка является несанкционированной.
Обоснованно применяя к возникшим правоотношениям положения ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 13 Земельного кодекса РФ, ст. 55 Лесного кодекса, суд первой инстанции, при этом, не мотивировал приведенный в принятом решении вывод о необходимости исполнения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов всеми тремя ответчиками.
Вместе с тем, возлагая такую обязанность на администрацию МО "<...> городское поселение", ООО <...> ООО <...> суду первой инстанции надлежало руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи, помимо прочего, обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, а также ликвидировать последствия захламления земель.
При этом, положениями ст. 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области" установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Ленинградской области.
Так, согласно п. 4 ст. 14 указанного Закона органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях указанная обязанность возлагается на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В соответствии с п. 8 ст. 14 Областного закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны:
- нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами;
- предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков;
- обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями).
При этом, пункт 9 указанного Областного закона устанавливает правило о том, что, в случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, <...> между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и ООО <...> заключен договор аренды лесного участка N <...>, в силу которого ООО <...> приняло во временное владение и пользование часть лесного участка <...> лесничества, находящегося в государственной собственности, площадью <...> га, из категории земель: земли лесного фонда, с местоположением: <...> (л.д. 31 - 32).
Следует отметить, что вводная часть указанного договора содержит сведения об обосновании сторонами заключения данной сделки обеспечением исполнения требований Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" с целью приведения Договора аренды участка лесного фонда без номера от <...> между федеральным государственным учреждением <...> и ООО <...> в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (л.д. 31).
Таким образом, материалы дела указывают на тот факт, что ООО <...> является арендатором лесного участка с 1996 года.
Учитывая наличие титульного владельца спорного земельного участка, в свете положений п. 4, 5, 9 ст. 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области" вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по ликвидации свалки на МО "<...>" является необоснованным.
Вместе с тем, в кассационной жалобе ООО <...> приводит доводы о том, что до настоящего времени земельный участок, на котором располагается свалка, использует для вывоза твердых бытовых отходов ООО <...> а потому негативные последствия по захламлению указанного земельного участка должен нести именно этот ответчик.
Как установлено судом первой инстанции, лицом, эксплуатирующим несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, действительно является ООО <...>.
Вместе с тем, в нарушение положений ч. 4 ст. 198 ГПК РФ принятое судебное решение не содержит мотивы, по которым суд первой инстанции определил ответственность ООО <...> по уничтожению данной несанкционированной свалки наряду с другими ответчиками. При этом, подобный вывод суда первой инстанции сделан без учета положений п. 7.8 и 7.9 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года N 607-ст.
Пункт 7.8 ГОСТ N 30772-2001 приводит понятие "собственник отходов": им является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В свою очередь п. 7.9 ГОСТ N 30772-2001 определяет, что владельцем отходов является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые по соглашению с собственником отходов производят их заготовку, утилизацию, перевозку на места хранения, захоронение и/или уничтожение.
Однако, возлагая обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в районе пос. <...> на указанного ответчика, суд первой инстанции не установил наличие или отсутствие вещного права ООО <...> в отношении бытовых отходов, вывозимых на указанную несанкционированную свалку.
Следует, также, учесть, что в примечании к пункту 7.8 ГОСТ N 30772-2001 содержится оговорка о том, что в случае отсутствия титульного собственника отходов, собственником таких отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Указанное положение подзаконного нормативно-правового акта согласуется с вышеприведенными правилами, установленными п. 9 ст. 14 Областного закона N 7-оз от 04 марта 2010 года "Об обращении с отходами в Ленинградской области".
Учитывая наличие у ООО <...> договора аренды земельного участка, на котором располагается свалка твердых бытовых отходов, суду первой инстанции надлежало тщательным образом проверить и дать соответствующую оценку документам, предшествующим заключению договора аренды.
В частности, представленная ответчиком неполная копия Проекта освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ООО <...> в <...> лесничестве Ленинградской области по договору аренды лесного участка N <...> от <...> (пояснительной записки), разработанного филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" (далее - Проект), содержит такие разделы, как "Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются санитарно-оздоровительные и истребительные мероприятия", "Меры санитарной безопасности в лесах", "Защита лесов".
Однако, проанализировать содержание указанных разделов и дать надлежащую правовую оценку изложенным в них сведениям не представляется возможным ввиду отсутствия полного текста указанного Проекта.
Вместе с тем, указанные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора и установления степени ответственности ООО <...> в мероприятиях по очистке от захламления данного земельного участка.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом первой инстанции при вынесении данного неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права, а именно ст. 198 ГПК РФ, не установлены имеющие существенное значение для дела обстоятельства, отсутствует надлежащая оценка представленным в дело доказательствам, постановленное решение нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть изложенное, принять во внимание положения ч. ч. 4, 5, 9 ст. 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области", расширить круг доказательств, истребовав у ответчика ООО <...> всю документацию, предшествующую заключению договора аренды земельного участка, на котором имеется несанкционированная свалка, и постановить законное и обоснованное решение, определив степень ответственности ответчиков по ликвидации свалки бытовых отходов.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 24 декабря 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 10 марта 2011 г. N 33-1267/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)