Определение Ленинградского областного суда
от 4 марта 2011 г. N 33-1290/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Телятникова В.И.
судей Морозковой Е.Е., Шадриной Е.В.
при секретаре Ф.
с участием прокурора Астапенко С.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационным жалобам З.И., территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района и кассационному представлению Всеволожского городского прокурора на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2011 года, которым удовлетворено заявление А. и отменено решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области от <...> года N <...> об отмене решения муниципальной избирательной комиссии муниципального образования <...> Всеволожского муниципального района Ленинградской области от <...> и регистрации З.И., выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы муниципального образования <...> Всеволожского муниципального района Ленинградской области по единому избирательному округу.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозковой Е.Е., объяснения З.И., председателя территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области З.В., представителя территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области М., представителя муниципальной избирательной комиссии муниципального образования <...> Всеволожского муниципального района Ленинградской области Л., поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение участвовавшего в деле прокурора Астапенко С.А., поддержавшего доводы кассационного представления, возражения представителей А. - Б. и С., Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
А., являясь зарегистрированным кандидатом на должность главы муниципального образования <...>, обратился в суд с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области N <...> от <...> об отмене решения муниципальной избирательной комиссии муниципального образования <...> Всеволожского муниципального района от <...> N <...> и регистрации З.И., выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы муниципального образования <...> Всеволожского муниципального района Ленинградской области по единому избирательному округу.
В обоснование заявления указал, что основания для отказа в регистрации З.И. кандидатом на должность главы муниципального образования <...> Всеволожского муниципального района Ленинградской области соответствуют требованиям подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В основу же обжалуемого решения территориальной избирательной комиссии положено заключение этой комиссии о признании всех представленных подписей (151) действительными. Данное заключение является неправомочным, так как повторная проверка подписей территориальной избирательной комиссией Всеволожского муниципального района Ленинградской области не проводилась. Регистрация З.И. произведена с нарушением требований законодательства, так как им не было представлено достаточное количество достоверных подписей избирателей. В представленных подписных листах имеются нарушения, подтвержденные заключением эксперта и справками паспортного стола.
В судебном заседании представитель заявителя Б. просил удовлетворить требования по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель муниципальной избирательной комиссии муниципального образования <...> Всеволожского муниципального района Ленинградской области Л. просил отклонить заявление по основаниям, приведенным представителями территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Представитель муниципальной избирательной комиссии муниципального образования <...> Всеволожского муниципального района Ленинградской области П.В. требования заявителя просил удовлетворить, указав, что З.И. не было представлено достаточное для регистрации количество достоверных подписей избирателей, что послужило основанием к отказу в его регистрации.
Председатель территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области З.В. и представитель названной избирательной комиссии М. просили в удовлетворении требований заявителя отказать, отмечая, что заключение эксперта не содержит однозначных выводов о недействительности подписей избирателей, в нем содержатся лишь выводы о том, что даты проставлены не избирателями, а другими лицами, что позволяло территориальной избирательной комиссии сделать вывод о достоверности данных подписей и об отсутствии у муниципальной избирательной комиссии правовых оснований для отказа в регистрации З.И.
В судебном заседании З.И. просил отказать в удовлетворении заявления, указав на то, что он не был своевременно уведомлен о заседаниях рабочей группы, на заседании рабочей группы не присутствовал эксперт. Заключение эксперта дано за пределами сроков, установленных комиссией; заключение не отвечает предъявляемым к нему требованиям.
Участвовавший в деле прокурор полагал требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе З.И. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, ссылаясь на то, что к участию в судебном заседании в качестве представителя муниципальной избирательной комиссии муниципального образования <...> Всеволожского муниципального района Ленинградской области было допущено неполномочное лицо - П.А., так как выданная ему доверенность была отозвана решением комиссии. В состав рабочей группы при проверке его подписных листов входила К., которая к тому времени не являлась членом муниципальной избирательной комиссии, в состав рабочей группы эксперты не приглашались, заключение эксперта запрашивалось в отсутствие соответствующего решения избирательной комиссии и было поручено за пределами сроков рассмотрения решения о регистрации кандидата. В суд не представлены доказательства, подтверждающие, что экспертом исследовались именно подписные листы, сданные кандидатом; суд не дал правовую оценку и не исследовал подписи, даты проставления которых выполнены, по мнению эксперта, одним лицом.
Территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района Ленинградской области в кассационной жалобе по аналогичным основаниям просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
В кассационном представлении Всеволожский городской прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления А., ссылаясь на то, что в судебном заседании не была проверена процессуальная дееспособность представителя муниципальной избирательной комиссии П.В.; заключение эксперта представлено именно П.В.; представитель муниципальной избирательной комиссии Л., имеющий надлежащие полномочия, просил в удовлетворении требований отказать. Судом не дана правовая оценка тем обстоятельствам, что в состав рабочей группы муниципальной избирательной комиссии входила К., которая к тому времени не являлась членом муниципальной избирательной комиссии; не дана судом правовая оценка и не исследованы подписи, даты проставления которых выполнены, по мнению эксперта одним лицом.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене или изменению решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
Удовлетворяя заявление, суд пришел к выводу о том, что решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области N <...> от <...> об отмене решения муниципальной избирательной комиссии муниципального образования <...> Всеволожского муниципального района Ленинградской области от <...> N <...> является незаконным, не соответствующим требованиям подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан в Российской Федерации".
Вывод суда, изложенный в решении, основан на законе, подтверждается материалами дела и оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.
Согласно подпункту "д" пункта 24 указанной статьи Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
В соответствии со статьей 19 Областного закона Ленинградской области от 13 октября 2006 года N 113-оз "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области" (далее - областной закон) подписные листы изготавливаются в соответствии с формами согласно приложениям 3 и 4 к настоящему Областному закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Согласно пунктам 44 и 45 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительной является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа; недостоверной - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом.
Пунктом 18 статьи 19 закона Ленинградской области N 113-оз от 13.10.2006 г. "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц и местного самоуправления в Ленинградской области" предусмотрено, что недостоверными признаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом, на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью 11 настоящей статьи. Основания для признания подписей недействительными приведены в подпунктах 1 - 12 пункта 19 статьи 19 указанного выше областного закона.
Как следует из материалов дела решением Совета депутатов <...> Всеволожского района Ленинградской области от 20 декабря 2010 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов и Главы указанного муниципального образования третьего созыва на 13 марта 2011 г.
Судом установлено, что 21 января 2011 года в муниципальную избирательную комиссию З.И. представлено заявление о согласии баллотироваться на должность главы муниципального образования <...> Всеволожского муниципального района Ленинградской области по единому избирательному округу.
30 января 2011 года в муниципальную избирательную комиссию поступили подписные листы с подписями избирателей в поддержку кандидата по единому избирательному округу на должность главы муниципального образования З.И. - 151 подпись на 11 листах.
8 февраля экспертом ЭКЦ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области составлено заключение N <...>, в котором содержатся выводы (в том числе и вероятностные) о внесении дат подписей избирателей одним лицом.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования <...> от 9 февраля 2011 года из представленных 151 подписи (необходимо для представления для регистрации 138 подписей) признано недействительными и недостоверными 45 подписей, из них: 33 подписи на основании подпункта 7 пункта 19 статьи 19 вышеуказанного областного закона, 4 подписи на основании подпункта 8 пункта 19 статьи 19 названного областного закона, 8 подписей на основании подпункта 2 пункта 19 статьи 19 данного областного закона.
Решением муниципальной избирательной комиссии муниципального образования <...> N <...> от <...> З.И. отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования <...>, выдвинутого в порядке самовыдвижения по единому избирательному округу, по основаниям подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области N <...> от <...> отменено решение муниципальной избирательной комиссии муниципального образования <...> N <...> от <...>; З.И., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования <...> Всеволожского муниципального района Ленинградской области по единому избирательному округу в 16 час. 50 мин.; муниципальная избирательная комиссия обязана выдать З.И. соответствующее удостоверение и опубликовать сведения о зарегистрированном кандидате.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что количество достоверных подписей недостаточно для регистрации З.И. кандидатом на должность главы муниципального образования "<...>", а потому решение территориальной избирательной комиссии от <...> года N <...>, отменившей решение муниципальной избирательной комиссии от <...> года N <...>, не соответствует требованиям закона.
При оценке заключения эксперта, полученного муниципальной избирательной комиссией в порядке пункта 11 статьи 19 названного выше областного закона, суд сделал обоснованный вывод о том, что вероятностные выводы эксперта не могут быть признаны правовым основанием для признания части подписей недействительными. Правомерно судом учтен как правовое основание для признания подписей недействительными в силу вышеуказанных норм федерального и областного законодательства и однозначный вывод эксперта о внесении дат подписей избирателей одним лицом (всего 23 подписи из 151 подписи, что составляет 15,2%; таким образом, оставшихся 128 подписей недостаточно для регистрации кандидата).
Судом дана правильная оценка и справкам паспортного стола Администрации муниципального образования <...>.
В результате судом сделан обоснованный вывод о том, что З.И. представлено недостаточное количество достоверных подписей, необходимых для его регистрации кандидатом на выборах на должность главы муниципального образования <...>. Следовательно, решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области от <...> N <...> подлежит отмене.
Доводы кассационных жалоб и кассационного представления были предметом проверки и оценки суда первой инстанции и по существу, сводятся к переоценке уже оцененных судом доказательств, что в силу положений статей 361 - 364 ГПК Российской Федерации не является правовым основанием к отмене постановленного решения суда.
Участие в судебном заседании суда первой инстанции в качестве представителя муниципальной избирательной комиссии П.В. не повлияло на правильность и обоснованность принятого судом решения, равно как и формирование состава муниципальной избирательной комиссии в период рассмотрения дела судом также не повлияло на правильность и законность принятого судом решения.
В остальной части доводы кассационных жалоб и кассационного представления сводятся к неправильному толкованию норм федерального и областного законодательства и не являются правовыми основаниями к отмене оспариваемого решения суда согласно приведенным выше федеральным процессуальным нормам.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы З.И. и территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области, кассационное представление Всеволожского городского прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 4 марта 2011 г. N 33-1290/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)