Определение Ленинградского областного суда
от 4 марта 2011 г. N 33-1295/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Телятникова В.И.
судей Морозковой Е.Е., Шадриной Е.В.,
при секретаре Ф.,
с участием прокурора Астапенко С.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2011 г., которым удовлетворено заявление К. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области от <...> N <...>.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозковой Е.Е., объяснения представителя территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области М. и председателя З., заинтересованного лица Т., представителя муниципальной избирательной комиссии муниципального образования <...> Л., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя К. - О., заключение прокурора Астапенко С.А., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
К., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <...> по одномандатному избирательному округу N <...> обратился в Всеволожский городской суд Ленинградской области с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области от <...> N <...>, которым отменено решение муниципальной избирательной комиссии муниципального образования <...> от <...> N <...> "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования <...> Т., выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N <...>. Т., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <...> третьего созыва по одномандатному избирательному округу N <...>, муниципальная избирательная комиссия муниципального образования <...> Всеволожского муниципального района Ленинградской области обязана выдать Т. удостоверение зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов названного муниципального образования и опубликовать сведения о данном зарегистрированном кандидате в депутаты в газете "Всеволожские вести".
В обоснование заявления указано, что муниципальной избирательной комиссией обоснованно отказано Т. в регистрации кандидатом в депутаты, поскольку единственный представленный им подписной лист с 14 подписями избирателей в поддержку его выдвижения является недействительным, так как рабочей группой установлено и никем не опровергнуто, что в подписном листе отсутствуют указания на избирательный округ, по которому Т. планирует баллотироваться, и на занимаемую им должность по месту работы в <...>, что является нарушением подпункта 44 статьи 2, пункта 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 5 статьи 19 Областного закона Ленинградской области от 13.10.2006 г. N 113-оз (в ред. от 08.05.2009 г.) "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области". Решение территориальной избирательной комиссии не мотивировано, вынесено незаконно без учета указанных обстоятельств, а регистрация Т. кандидатом в депутаты нарушает принцип равенства кандидатов, в том числе и права заявителя как кандидата в депутаты.
В суде первой инстанции заявитель К. и его представитель поддержали доводы заявления.
Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области возражал против заявленных требований, указав, что Областным законом не предусмотрена необходимость указания в подписном листе номера избирательного округа, а протоколом рабочей группы все подписи в подписном листе Т. признаны действительными, поскольку указание им в подписном листе специального звания вместо должности по месту работы соответствует представленным документам, потому не является нарушением, которое может повлечь за собой признание подписей недействительными.
Представитель муниципальной избирательной комиссии муниципального образования <...> в суде первой инстанции согласился с позицией представителя территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2011 г. заявление К. удовлетворено, решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области от <...> N <...> об отмене решения муниципальной избирательной комиссии муниципального образования "<...> от <...> N <...> "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования <...> Т., выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N <...>", регистрации Т., выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <...> третьего созыва по одномандатному избирательному округу N <...>, обязании муниципальной избирательной комиссии муниципального образования <...> Всеволожского муниципального района Ленинградской области выдать Т. удостоверение зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов названного муниципального образования и опубликовании сведений о данном зарегистрированном кандидате в депутаты в газете "Всеволожские вести" отменено.
В кассационной жалобе территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района Ленинградской области просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и указывая, что подписной лист Т. признан действительным, поскольку все сведения, указанные в нем, полностью соответствовали документам, представленным кандидатом в депутаты, в том числе и справке кадрового органа <...> установленного в <...> образца, предусмотренного Положением о прохождении службы в МВД, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4002-1, а также сведениям, изложенным в его заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального образования <...>.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене или изменению решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие в подписном листе кандидата в депутаты Т. указания на его должность по месту службы свидетельствует о составлении подписного листа с нарушением установленного порядка и влечет признание содержащихся в нем подписей, недействительными.
Данный вывод суда мотивирован и основан на положениях пункта 44 статьи 2, пункта 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 5 статьи 19 Областного закона Ленинградской области от 13.10.2006 г. N 113-оз (в ред. от 08.05.2009 г.) "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области".
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" названы основания отказа в регистрации кандидата. Одним из таких оснований, предусмотренным подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законодательством.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Областного закона N 113-оз установлено, что подписные листы изготавливаются согласно приложениям 3 и 4 к закону. В приложении 3 содержится форма подписного листа кандидата в депутаты, являющегося самовыдвиженцем, из которой следует, что обязательными сведениями, подлежащими указанию в подписном листе, являются указание на наименование городского (сельского) поселения, городского округа муниципального образования, в котором происходят выборы депутата (депутатов) Совета депутатов либо главы муниципального образования, указание об основном месте работы, службы кандидата в депутаты с указанием его должности или рода работы.
Как следует из материалов дела решением Совета депутатов <...> Всеволожского района Ленинградской области от 20 декабря 2010 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов и Главы указанного муниципального образования третьего созыва на 13 марта 2011 г.
Судом установлено, что 28 января 2011 года в муниципальную избирательную комиссию Т. представлено заявление о согласии баллотироваться в депутаты совета депутатов муниципального образования <...> Всеволожского муниципального района Ленинградской области по одномандатному избирательному округу N <...>.
30 января 2011 года в муниципальную избирательную комиссию поступили подписные листы с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты Т. - 14 подписей на 1 листе.
Из Итогового протокола проверки подписных листов кандидата в депутаты Т. от 06 февраля 2011 г. следует, что в результате проверки, проведенной рабочей группой, установлено, что в оглавлении подписного листа отсутствует запись с номером избирательного округа (л.д. <...>).
Из имеющегося в деле подписного листа Т. (л.д. <...>) усматривается, что в нем указано наименование муниципального образования, в котором проводятся выборы, но не указан ни номер избирательного округа, ни должность Т. по месту службы в <...>.
Решением муниципальной избирательной комиссии муниципального образования <...> от <...> N <...> Т., выдвинутому в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N <...> отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <...> на основании подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ в связи с установлением нарушения требований названного Закона при оформлении документов, представленных кандидатом в депутаты для уведомления и регистрации.
Территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района Ленинградской области от <...> N <...> руководствуясь положениями подпункта "б" пункта 6 статьи 75, пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, отменила решение муниципальной избирательной комиссии муниципального образования от <...> N <...> "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования <...> Т., выдвинутому в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N <...>", зарегистрировала Т., выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <...> третьего созыва по одномандатному избирательному округу N <...> в 14 часов 35 минут, обязав муниципальную избирательную комиссию выдать Т. соответствующее удостоверение и опубликовать сведения о зарегистрированном кандидате.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с правилами статьи 67 ГПК Российской Федерации и руководствуясь приведенными выше нормами федерального и областного законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие указания в подписном листе Т. на номер избирательного округа не является правовым основанием для отказа кандидату в депутаты на основании подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
В то же время, вывод суда о том, что неуказание кандидатом в депутаты Т. в подписном листе занимаемой по месту службы должности свидетельствует о нарушении порядка оформления подписного листа, в связи с чем, имеются правовые основания для признания подписей в подписном листе недействительными, и как следствие, имеются правовые основания для отмены решения территориальной избирательной комиссии об отмене решения муниципальной избирательной комиссии и о регистрации Т. кандидатом в депутаты, является правильным, и основан на пункте 44 статьи 2, подпункте в.1 пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, подпункте 10 пункта 19 статьи 19 Областного закона Ленинградской области N 113-оз.
Судом обоснованно отмечено в решении, что неуказание рабочей группой в Итоговом протоколе проверки подписного листа Т. вышеназванного нарушения, не может повлиять на вывод суда о недействительности подписей в подписном листе.
При таких обстоятельствах доводы жалобы территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области являются необоснованными, сводятся к неправильному толкованию норм избирательного законодательства, и к переоценке уже оцененных судом доказательств, которая в силу статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 361, 366 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 4 марта 2011 г. N 33-1295/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)