Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 13 июля 2011 г. N 10682
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Быханова А.В.
судей
Ильинской Л.В. и Пучинина Д.А.
с участием прокурора
Кузьминой И.Д.
при секретаре
Басмановой С.В.
рассмотрела в судебном заседании 13 июля 2011 года дело N 2-1432/11 по кассационному представлению прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 02 июня 2011 года по заявлению прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга о признании недействующим решения Муниципального Совета города Пушкина.
Заслушав доклад судьи Быханова А.В., объяснения прокурора, главы МО города Пушкина - Севериновой Л.Н. (распоряжение N... от 07.06.2010 года), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Прокурор Пушкинского района Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня его принятия решения Муниципального Совета города Пушкина N 41 от 30.10.2008 года "Об участии в профилактике терроризма и экстремизма на территории МО г. Пушкин". В обоснование заявленных требований прокурор указал, что данное решение противоречит действующему законодательству, издано с превышением полномочий Муниципального Совета города Пушкина, поскольку решение вопросов местного значения отнесено к компетенции Местной администрации.
Решением суда от 02.06.2011 года в удовлетворении заявления прокурору Пушкинского района Санкт-Петербурга отказано.
В кассационном представлении прокурор Пушкинского района Санкт-Петербурга просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Судебная коллегия, проверив доводы кассационного представления, исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.
В соответствие со ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами местного самоуправления, и соответствие законам правовых актов, издаваемых данными органами.
Согласно ч. 11 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации уставами муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами объектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно статьи 35 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления перечня полномочий, относящихся к исключительной компетенции представительного органа говорит лишь о том, что эти полномочия может исполнять только представительный орган местного самоуправления, но не ограничивает и не запрещает представительному органу принимать решения по другим вопросам местного значения. Муниципальный правовой акт - это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно ст. 22 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга города Пушкин, Пушкинский муниципальный совет осуществляет от имени населения МО г. Пушкин местное самоуправление в пределах, установленных Конституцией РФ, Федеральными законами, законами Санкт-Петербурга и Уставом муниципального образования г. Пушкин и принимается в соответствии с п. 4 ст. 40 Устава решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции законами Санкт-Петербурга и Уставом муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Устава в ведении муниципального образования г. Пушкин, то есть населения муниципального образования г. Пушкин и органов местного самоуправления муниципального образования г. Пушкин находятся вопросы местного значения, а так же отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления г. Пушкина.
Согласно п. 48 ч. 2 Устава в качестве вопроса местного значения указано участие в профилактике терроризма и экстремизма и соответственно этот вопрос местного значения может решаться и населением самостоятельно и Пушкинским муниципальным Советом - в части правового регулирования, и местной администрацией муниципального образования г. Пушкин - в части организации и реализации участия населения и всех органов власти в профилактике терроризма и экстремизма.
При этом, данные положения не противоречат пункту ст. 25 Устава, на которые ссылается прокурор, где указано, что в компетенции Муниципального Совета находится определение в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, порядка решения в муниципальном образовании вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, а также к полномочиям Муниципального Совета относятся иные полномочия, отнесенные федеральными законами, законами Санкт-Петербурга и Уставом муниципального образования к компетенции Муниципального Совета.
Пунктом 29 части 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов отнесено, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования.
Аналогичная норма предусмотрена Уставом муниципального образования г. Пушкин, где указано, что к вопросам местного значения муниципального образования город Пушкин относится профилактика терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования, в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга.
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что оспариваемым решением установлены правила, обязательные для исполнения на территории указанного муниципального образования, и тем самым разрешен вопрос местного значения об участии в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования.
Учитывая изложенное, суд обоснованно посчитал, что оспариваемый муниципальный акт принят в пределах компетенции Муниципального Совета, в установленном законом порядке и оснований к признанию его недействующим не имеется.
Доводы кассационного представления сводятся к переоценке выводов суда.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, о чем в решении содержится мотивированный и аргументированный ответ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 02 июня 2011 года оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13 июля 2011 г. N 10682
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)