Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 21 июня 2011 г. N 33-8770/11
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Володкиной А.И.
Судей
Витушкиной Е.А., Пошурковой Е.В.
При секретаре
Иванове Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 июня 2011 года кассационную жалобу А. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 26 января 2011 года по гражданскому делу N 2-430/11 по иску А. к ГУ Санкт-петербургское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании расходов на приобретение технических средств, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Володкиной А.И., объяснения А. (сурдопереводчик Н.) и его представителя В., объяснения представителя ГУ СПб ФСС РФ С., - судебная коллегия
установила:
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 26 января 2011 года истцу отказано во взыскании расходов на приобретение технических средств реабилитации, судебных расходов.
В кассационной жалобе истец просит решение отменить как незаконное и необоснованное.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников по делу, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что она подлежит удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что истец является инвалидом детства третьей группы бессрочно (л.д.10). Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 19 октября 2009 года к акту освидетельствования N... от 19 октября 2009 года истцу определена нуждаемость в технических средствах реабилитации: цифровые слуховые аппараты, телефон с текстовым выходом, телевизор с телетекстом (л.д.11-12)..
25 марта 2010 года истец обратился к ответчику с заявлением о возмещении расходов, в связи с самостоятельным приобретением технических средств реабилитации - телевизор с телетекстом, мобильный телефон с текстовым выходом на общую сумму 109 100 рублей (88600 +20500) - л.д.27-29.
19 августа 2010 года ответчик произвел выплату истцу компенсации в размере 4084 рублей 92 коп. (л.д.15), из расчета: 3087 рублей - телевизор; 997 руб. 92 коп. - телефон.
При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что приобретение технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов осуществляется ответчиком в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужда" путем заключения государственного контракта по результатам конкурсного отбора (статьи 3, 5 Закона); суд пришел к выводу о том, что право инвалида на компенсацию стоимости технического средства реабилитации ограничивается суммой, которую должен истратить исполнительный орган Фонда социального страхования на приобретение требуемого технического средства реабилитации для инвалида в текущем году по государственному контракту; государственные контракты, заключенные на 2010 год, предусматривают вышеуказанную стоимость телевизора и телефона; ответчик произвел выплату компенсации с учетом данных государственных контрактов; оснований для взыскания компенсации в большем размере не имеется.
Судебная коллегия считает, что при разрешении спора судом первой инстанции не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к неправильному применению норм права, незаконному решения; указанные недостатки в соответствии со статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (статья 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240). На указанные цели Фонду социального страхования Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета.
Государством в силу статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации (пункт 18 - телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами; пункт 19 - телефонные устройства с текстовым выходом).
В связи с обращением Всероссийского общества глухих по вопросу уточнения номенклатуры технических средств реабилитации инвалидов с нарушением функции слуха, Минздравсоцразвития РФ в письме от 16 апреля 2007 года N 1069-18 уточнил, что термин - "Телефонные устройства с текстовым выходом", выражает обобщенное понятие, которым охватывается ряд устройств аналогичного функционального назначения (по этому принципу построен весь названный перечень), в том числе факсимильные аппараты и мобильные телефоны.
Согласно статьей 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (часть 1 статьи 11).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11).
Согласно части 6 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 351-ФЗ), если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации разработан и утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н.
Примененный ответчиком принцип расчета компенсации, которая подлежит выплате истцу, соответствует вышеуказанному Порядку (пункты 3, 4, 5).
Однако судебная коллегия обращает внимание на то, что нуждаемость истца в конкретных технических средствах реабилитации была установлена в октябре 2009 года (индивидуальная программа реабилитации инвалида от 19 октября 2009 года); истец приобрел указанные средства в марте 2010 года.
В соответствии со статьей 3 Федеральным законом от 09 декабря 2010 года N 351-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и статьи 11 и 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам, которые в соответствии с данным Федеральным законом приобрели за собственный счет техническое средство реабилитации и (или) оплатили услугу до 1 февраля 2011 года, выплачивается компенсация в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 01 февраля 2011 года) независимо от даты обращения за этой компенсацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Пункт 7 Правил предусматривает, что в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что согласно положениям статей 10, 11, 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" право на компенсацию расходов по приобретению технических средств реабилитации не ставится в зависимость от того, обращался ли инвалид с заявлением о предоставлении технического средства реабилитации в натуре и ему было отказано; закон допускает приобретение инвалидом соответствующего технического средства реабилитации самостоятельно с последующим обращением за компенсацией, - судебная коллегия считает, что довод ответчика относительно того, что истец не обращался к ответчику предоставить соответствующие телевизор и телефон, является не состоятельным, данное обстоятельство правового значения не имеет для разрешения спора.
По этим же основаниям не может быть принята во внимание ссылка ответчика на статьи 3, 5 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", государственные контракты от 06 мая 2010 года.
При определении размера компенсации судебная коллегия обращает внимание на то, что до 01 февраля 2011 года не были разработаны порядок определения размера компенсации и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
Поэтому заслуживают внимание доводы истца о том, что при выборе телевизора и телефона он в большей мере руководствовался не стоимостью товаров (чтобы она соответствовала размеру компенсации), а их функциями для максимальной реабилитации, более полного восполнения недостатка слуха и речи. Истец в заседании судебной коллегии пояснил, что мобильный телефон Nokia модель N 97-1, кроме функции смс-сообщений (текстовой выход), имеет экран, достаточный для визуального сурдообщения в системе "СКАЙП", что значительно облегчает общение и в большей мере уравнивает с людьми, не имеющими недостатков слуха и речи. Относительно приобретенного жидкокристаллического телевизора Samsung истец пояснил, что указанный телевизор имеет функцию перевода звуковых текстов всех имеющихся программ, фильмов и каналов (субтитры).
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции об отказе истцу в выплате понесенных расходов на приобретение телевизора и телефона, нельзя признать законным, оно подлежит отмене; в связи с тем, что обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены на основании имеющихся в деле доказательства, следует вынести новое решение об удовлетворении иска, взыскав с ответчика в пользу истца компенсацию в размере 104015 рублей 08 копеек из расчета:
(88600 руб. + 20500 руб.) - 4084 руб. 92 коп. = 104015 руб. 08 коп.
Доказательств в подтверждение отказа истца от обеспечения техническими средствами (что могло бы в силу статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и абзаца 3 пункта 8 Правил от 07 апреля 2008 года N 240 явиться основанием для отказа в выплате компенсации) суду не представлено; выплата истцу ответчиком компенсации в размере 4084 руб. 92 коп. свидетельствует о том, что со стороны истца такой отказ отсутствовал.
Ссылка ответчика на то, что истцом была приобретена "носимая радиостанция", а не телефон, является не состоятельной с учетом того, что "носимая радиостанция" по существу является мобильным телефоном, входит в понятие "телефонное устройство с текстовым выходом", поскольку является устройством аналогичного функционального назначения.
Требование истца о взыскании расходов на представителя в размере 15000 рублей (квитанция л.д.5) подлежит удовлетворению частично с учетом требований статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принципа разумности, категории дела и количества судебных заседаний в суде первой и второй инстанции; в пользу истца следует взыскать расходы на представителя в размере 5000 рублей.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 26 января 2011 года отменить; вынести новое решение.
Взыскать с ГУ Санкт-Петербургское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу А. компенсацию стоимости технических средств реабилитации в размере 104015 (Сто четыре тысячи пятнадцать) рублей 08 копеек; расходы на представителя в размере 5000 (пять тысяч) рублей; в остальной части требований о взыскании расходов на представителя отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 21 июня 2011 г. N 33-8770/11
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)