Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 30 марта 2011 г. N 4461
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Лебедева В.И.,
судей Тарасовой И.В., Корнильевой С.А.,
при секретаре К.Ю.
рассмотрела в судебном заседании от 30 марта 2011 года дело N 2-106/11 по кассационной жалобе истца на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 февраля 2011 года по иску Ш. к ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" (ОАО "ТрансКонтейнер") и ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Лебедева В.И., объяснения представителя Ш. К.К., действующего на основании доверенности от 16.09.2010 г., представителя ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах" ТрансКонтейнер" К.А., действующей на основании доверенности от 25.02.2011 г., представителя ОАО "Российские железные дороги" С., действующей на основании доверенности от 14.12.2010 г. судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Ш., ссылаясь на Закон РФ "О защите прав потребителей", обратился в суд с иском о взыскании с ОАО "ТрансКонтейнер" ущерба в размере <...> рублей, расходов по оценке поврежденного имущества в размере <...> рублей, компенсации морального вреда в размере <...> рублей.
В ходе судебного разбирательства истец увеличил сумму иска, просил взыскать ущерб в размере <...> рублей (л.д. 194 - 196).
В обоснование своих исковых требований истец указывал, что заключил с ОАО "ТрансКонтейнер" договор транспортной экспедиции по перевозке принадлежащих ему вещей железнодорожным транспортом от станции Сергиев Посад до Санкт-Петербурга. При получении имущества обнаружил, что все вещи подверглись воздействию влаги и были испорчены вследствие перевозки их в поврежденном контейнере. В качестве соответчика в дело судом было привлечено ОАО "РЖД".
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 февраля 2011 года требования истца оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение суда, считает его неправильным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что 28.09.2009 Ш. обратился к перевозчику - ОАО "РЖД" с заявкой на перевозку груза - личного бытового имущества объявленной стоимостью <...> рублей (л.д. 148).
28.10.2009 Ш. и ОАО "ТрансКонтейнер" заключили договор транспортной экспедиции (л.д. 5 - 12).
Согласно описи в контейнер были погружены стиральная машина, микроволновая печь, телевизор, три коробки с одеждой (л.д. 197).
Из счета по договору и акта об оказанных услугах следует, что ОАО "ТрансКонтейнер" выполняло операции, связанные со сдачей груза транспортной организации в целях его перевозки и принятием груза от транспортной организации по его прибытии в пункт назначения, ОАО "РЖД" выполняло погрузо-разгрузочные работы и услуги по перевозке груза. Указанные работы и услуги были выполнены ответчиками.
После прибытия груза на станцию назначения 28.10.2009 г. Ш. обнаружил, что имущество, перевозимое в контейнере, повреждено в результате воздействия влаги и намокания.
Разрешая спор, суд правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных требований.
Статьей 801 ГК РФ предусмотрено, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Согласно статье 7 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Правоотношения сторон регулируются также Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 г. N 111.
Статья 73 Правил предусматривает, что ущерб, причиненный при перевозке багажа, грузобагажа, возмещается перевозчиком в случае повреждения (порчи) багажа, грузобагажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа, грузобагажа - в размере его стоимости.
Согласно статье 77 Правил предъявление и рассмотрение претензий в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза, а также в случае просрочки доставки груза осуществляются в порядке, предусмотренном Уставом и правилами перевозок грузов.
Согласно статье 20 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик (в данном случае, на основании договора от 31.07.2006 - ОАО "ТрансКонтейнер"). Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
Пригодность в коммерческом отношении контейнеров (состояние контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, а также особенности внутренних конструкций контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется грузоотправителями.
Грузоотправители вправе отказаться от контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных контейнеров исправные, пригодные для перевозки такого груза контейнеры.
Статьей 36 указанного Устава предусмотрено, что по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик (в данном случае по поручению перевозчика ОАО "РЖД" - ОАО "ТрансКонтейнер") обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Грузополучатель может отказаться от принятия грузов в тех случаях, если качество грузов вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования таких грузов по назначению.
Перевозчик при выдаче груза на железнодорожной станции назначения без заключения отдельного договора обязан осуществлять проверку состояния, массы и количества мест груза в случае прибытия груза в неисправном контейнере (статья 41 Устава).
В случае если на железнодорожной станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.
При необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов и (или) специалистов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без участия перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. В случае уклонения перевозчика от вызова эксперта и (или) специалиста в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее о проведении экспертизы в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются стороной, заказавшей экспертизу, с последующим отнесением расходов на сторону, виновную в недостаче, порче или повреждении груза (статья 42 Устава).
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (порчи) груза, багажа, грузобагажа и возможных причин такого повреждения.
Коммерческий акт составляется в день выдачи груза, багажа, грузобагажа грузополучателю, пассажиру, получателю.
При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящей статье сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.
В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток с момента выдачи грузов, багажа, грузобагажа или их выгрузки. Перевозчик обязан дать грузополучателю, пассажиру, получателю мотивированный ответ на указанное заявление в течение трех суток со дня получения заявления.
Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" предусмотрено, что в случаях обнаружения течи, порчи или подмочки груза, происшедших по причине технической неисправности вагона, контейнера, кроме коммерческого акта, составляется акт о техническом состоянии вагона, контейнера.
Акт о техническом состоянии вагона, контейнера составляется перевозчиком не менее чем в двух экземплярах.
Первый экземпляр акта о техническом состоянии вагона, контейнера прилагается к первому экземпляру коммерческого акта; второй экземпляр остается в делах перевозчика (пункт 4.1).
Акт о техническом состоянии вагона, контейнера должен составляться в день обнаружения неисправности вагона, контейнера, либо не позднее дня составления коммерческого акта (пункт 4.2).
Однако, как установлено судом, истец Ш. подписал документы, произвел оплату услуг, а затем получил груз. С какими-либо претензиями после получения груза Ш. к ответчикам не обращался (л.д. 187). Судом установлено, что Ш. перед погрузкой не осмотрел контейнер, предложенный ему для перевозки имущества, принял его для перевозки имущества без замечаний, не подал экспедитору в письменной форме заявление о повреждении имущества, не составил опись поврежденного имущества. Суд учел, что истец не представил доказательств, свидетельствующих о повреждении указанного им имущества, так как коммерческий акт и акт о техническом состоянии контейнера не составлялись. Требуя возмещения полной стоимости имущества, истец не доказал, что это имущество непригодно для дальнейшего использования.
При указанных обстоятельствах, у суда не имелось оснований полагать, что в результате ненадлежащего исполнения ответчиками своих обязательств истцу был причинен ущерб, который должен быть возмещен ими в пределах заявленных требований. Соответственно, у суда также не имелось оснований и для удовлетворения иска в части взыскания с ответчиков денежной компенсации морального вреда.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 марта 2011 г. N 4461
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)