Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 30 марта 2011 г. N 4001
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Антоневич Н.Я.
судей Корсаковой Н.П. и Ильинской Л.В.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании от 30 марта 2011 года дело N 2-4558/10 по кассационной жалобе на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 января 2011 года по иску П. к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о взыскании денежных средств за поднаем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Антоневич Н.Я., объяснения, судебная коллегия городского суда
установила:
П. обратился в суд с настоящим иском к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения в сумме <...> и судебных расходов в размере <...>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что состоял на службе в Вооруженных силах РФ более 15 лет, уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и поставлен на учет в военном комиссариате Петроградского района Санкт-Петербурга, а впоследствии в военном комиссариате Московского района Санкт-Петербурга. С 01.04.2003 года состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением; в настоящее время является пенсионером Министерства обороны РФ, жилым помещением не обеспечен; проживает в жилом помещении, которое арендует у собственника - Ш. на основании договора найма. На неоднократные обращения к ответчику с заявлениями о выплате компенсации за наем жилого помещения, получил отказ, который считает незаконным.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 января 2011 года суд взыскал с Военного комиссариата города Санкт-Петербурга в пользу П. денежную компенсацию за поднаем жилого помещения в сумме <...>, расходы по оплате госпошлины в сумме <...>.
В кассационной жалобе Военный комиссариат города Санкт-Петербурга просит решение суда отменить в полном объеме как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, согласно выписке из приказа N <...> от 24.11.2006 года П. досрочно уволен с военной службы в соответствии с подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями) с зачислением в запас, и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Петроградского района Санкт-Петербурга; на момент увольнения выслуга лет на военной службе составляла: календарная 16 лет 3 месяца, в льготном исчислении 27 лет.
С 10.01.2007 года истец состоит на учете в Военном комиссариате Московского района Санкт-Петербурга, что подтверждено справкой из отдела Военного комиссариата Санкт-Петербурга по Московскому району N <...> от 30.09.2010 года.
Согласно протоколу N <...> заседания жилищной комиссии войсковой части N <...> от 01.04.2003 года истец поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из списка очередников на получение жилых помещений по войсковой части N <...> по состоянию на 01.04.2010 года следует, что истец уволен с оставлением в списке очередников.
По сведениям, представленным командиром войсковой части N <...>, П. по состоянию на 01.12.2010 года жильем не обеспечен, с заявлением о выплате компенсации за наем жилого помещения в указанную войсковую часть не обращался.
Истец зарегистрирован по адресу: <...>, войсковая часть N <...>, что подтверждено копией его паспорта.
Судом также установлено, что с 15.12.2008 года истец проживает в квартире, расположенной по адресу: <...> на основании договоров найма от 15.12.2008 года и от 15.12.2009 года, заключенных с Ш. (л.д. 20, 21, 23, 24).
Данная квартира принадлежит Ш. на праве собственности, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности N <...> от 25.04.1996 года (л.д. 26), выпиской из ЕГРП от 23.09.2010 года.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01.01.2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года N 909, согласно которому, обязанность осуществлять выплату денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, и членам их семей, возложена на соответствующие органы Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба и в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (п. 4 указанного Постановления).
Сумма ежемесячной компенсационной выплаты за наем (поднаем) жилого помещения военнослужащим в Санкт-Петербурге, установленная пунктом 2 названного Постановления в редакции Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 года N 653 составляет <...>.
Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Исходя из системного толкования приведенных правовых актов, а также принимая во внимание, что П. с 10.01.2007 года состоит на воинском учете в Военном комиссариате Московского района города Санкт-Петербурга, с 01.04.2003 года состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением комиссии по месту прохождения военной службы в войсковой части N <...>, жилым помещением по установленным нормам он не обеспечен, в связи с чем вынужден арендовать жилое помещение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец обладает правом на получение денежной компенсации за наем жилого помещения и взыскал с ответчика в пользу истца сумму невыплаченной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 января 2009 года по 30 сентября 2010 года, то есть за 21 месяц, в размере <...> за 21 месяц (15000 x 21).
Между тем, согласно пункту 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 909 (ред. от 03.09.2008, с изм. от 05.09.2008) "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам;
Из объяснений истца в заседании суда кассационной инстанции следует, что он в 2008 году получил государственный жилищный сертификат на <...>, который он в последующем вернул, так как стоимость квартиры значительно выше той суммы, на которую ему выдали сертификат.
Принимая во внимание, что срок, в течение которого лицо, уволенное с военной службы и вставшее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе получать денежную компенсацию за наем жилого помещения, ограничен фактическим предоставлением данному лицу субсидий по государственным жилищным сертификатам, судебная коллегия считает, что для правильного разрешения спора необходимо проверить изложенные истцом в суде кассационной инстанции обстоятельства получения им жилищного сертификата и его возврата, а именно: выдавался ли истцу государственный жилищный сертификат, были ли ему предоставлены по этому сертификату субсидии, при каких обстоятельствах данный сертификат был возвращен и в зависимости от установленного разрешить вопрос о праве истца на получение денежной компенсации за наем жилого помещения, поскольку, как усматривается из материалов дела, судом первой инстанции вопрос о том, получал ли истец субсидии на строительство и приобретение жилья после 01.12.2006 года, не исследовался (л.д. 13).
При изложенных обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела в тот же суд на новое судебное рассмотрение, поскольку недостатки судебного решения в связи с необходимостью сбора дополнительных доказательств не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 января 2011 года отменить.
Дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 марта 2011 г. N 4001
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)