Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 27 июня 2011 г. N 33-8711/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Сопраньковой Т.Г.
судей
Белисовой О.В.
Селезневой Е.Н.
при секретаре
Немченко А.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-1111/2011 по кассационной жалобе Чубич А.И. на решение Октябрьского районного суда Санкт - Петербурга от 26 апреля 2011 года по иску Чубич А.И. к (Государственный орган) о назначении ежемесячной денежной компенсации вреда по потере кормильца, взыскании задолженности,
Заслушав доклад судьи Сопраньковой Т.Г.,
Выслушав объяснения представителей сторон,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Чубич А.И. обратилась в суд с иском к (Государственный орган) о признании неправомерным отказа в назначении и выплате ежемесячных платежей в возмещение вреда по потере кормильца, обязании выплачивать ей за счет федерального бюджета ежемесячную выплату в возмещение вреда по потере кормильца в сумме <...> с последующей индексацией в установленном законом порядке, а также о взыскании единовременно с (Государственный орган) образовавшуюся задолженность за период с 21.06.2007 года по 28.02.2011 года в размере <...>.
В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что является супругой умершего Ч., <...>, назначенная пенсия по случаю потери кормильца не в полном объеме возмещает причиненный вред, чем, по мнению истицы, нарушается ее право на социальное обеспечение по потере кормильца, предусмотренное Конституцией Российской Федерации и статьями 1084, 1086, 1088-1091 ГК РФ.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2011 года Чубич А.И. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Чубич А.И. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено представленными материалами дела, что Ч. являлся <...>
Комиссионным заключением МСЭК от 24.06.2004 года Ч. была установлена <...> группа инвалидности бессрочно в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы связанных с непосредственным участием в действиях <...>.
Решением межведомственного регионального экспертного совета от 30.11.2007 года N... установлено, что причина смерти Ч. связана с <...>.
Согласно свидетельству о смерти Ч. скончался 20 июня 2007 года.
С 30 апреля 1958 года Чубич А.И. состояла в зарегистрированном браке с Ч.
Истица является получателем трудовой пенсии по возрасту с <дата>, что подтверждается удостоверением N..., выданным <...>.
С <дата> истица получает назначенную ответчиком пенсию по случаю потери кормильца.
19 января 2011 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей со дня смерти супруга ежемесячных выплат денежной компенсации в возмещение вреда по потере кормильца, проиндексированных в соответствии с законодательством.
Письмом N... от 16 февраля 2011 года ответчик в назначении указанных выплат отказал в связи с отсутствием правовых оснований.
Разрешая настоящий спор по существу и отказывая Чубич А.И. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции также не установил оснований для назначения и выплаты денежной компенсации истицы, в связи с чем, признал отказ (Государственный орган) законным и обоснованным.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции верными, вместе с тем считает необходимым отметить следующее.
Согласно п. 15 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действующей на момент возникновения у истицы права на получение компенсации и обращения за ней), возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировано в виде ежемесячной денежной компенсации в твердой денежной сумме. Предусмотренные п. 15 ст. 14 гарантии распространяются на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Таким образом, в случае смерти гражданина, ставшего инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную вышеуказанную денежную компенсацию распространяется на членов семьи, находившихся на иждивении умершего инвалида. При этом размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной п. 15 ст. 14 Закона.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с момента его принятия на граждан из подразделений особого риска распространено действие Закона РСФСР от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в пределах, установленных данным Постановлением.
Постановление Правительства РФ от 27.12.1991 г. N 2123-1 не распространило на членов семей участников подразделений особого риска положения п. 15 ст. 14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 16.12.2010 года N 1613-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Волковой Г.В. на нарушение ее конституционных прав положением статьи 9 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", касаемо предоставления членам семей умерших инвалидов из числа ветеранов подразделений особого риска ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", то они правом на такую компенсацию не наделены в силу абзаца четвертого пункта 2 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, которым устанавливаются меры социальной поддержки семей, потерявших кормильца из числа ветеранов подразделений особого риска (как в его первоначальной редакции, так и в редакции статьи 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Разрешение же вопроса о расширении перечня мер социальной поддержки членов семей умерших ветеранов подразделений особого риска является прерогативой законодателя.
Социальная защита семей ветеранов подразделений особого риска осуществляется путем предоставления им мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 3, 7, 8, 12 - 14 части первой статьи 14, частью четвертой статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в частности в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации); оплаты в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставления скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы; ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров; преимущественного обеспечения местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов и др.
Кроме того, в случае установления причинной связи смерти кормильца - ветерана подразделений особого риска с заболеванием, которое обусловлено воздействием радиационных факторов, семьям умерших ветеранов выплачивается единовременная компенсация; нетрудоспособные члены семьи умершего ветерана подразделений особого риска, состоявшие на его иждивении, имеют право на ежемесячную компенсацию в связи с потерей кормильца (абзац четвертый пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска").
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение социальной защиты членов семей ветеранов подразделений особого риска в целях компенсации им вреда, причиненного смертью кормильца, подвергшегося радиационному воздействию в связи с испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, которые имели место в СССР в условиях нештатных радиационных ситуаций в начальный период освоения и использования ядерной энергии.
Изложенное выше свидетельствует о том, что члены семей, в том числе нетрудоспособные, состоявшие на иждивении ветеранов подразделений особого риска, после смерти последних обеспечены мерами социальной защиты, установленными действующим законодательством.
При этом, каких-либо оснований для расширения указанных мер путем применения к указанной категории п. 15 ст. 14 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не имеется, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Чубич А.И.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной истицей в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт - Петербурга от 26 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чубич А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27 июня 2011 г. N 33-8711/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)