Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 20 июля 2011 г. N 33-10015/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Пошурковой Е.В.
судей
Чуфистова И.В. и Осининой Н.А.
при секретаре
Иванове Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2011 года дело по кассационному представлению Сланцевского городского прокурора прокуратуры Ленинградской области на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по заявлению Сланцевского городского прокурора прокуратуры <адрес> в защиту интересов К. об оспаривании решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области.
Заслушав доклад судьи Пошурковой Е.В., объяснения прокурора прокуратуры Ленинградской области Астапенко С.А., представителя К. Л., поддержавших доводы кассационного представления, объяснения представителя Правительства Ленинградской области К.Е., находившей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Сланцевский городской прокурор прокуратуры Ленинградской области обратился в суд в защиту интересов К. об оспаривании решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области об отказе в предоставлении бюджетных средств для обеспечения жильем К., указывая, что К. является несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, обеспечена жилым помещением общей площадью менее учетной нормы и подлежит обеспечению жилыми помещениями на основании Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714, однако, ей в этом было незаконно отказано.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 01 февраля 2011 года прокурору в удовлетворении заявленных требований отказано.
Прокурор в кассационном представлении просит отменить решение суда, указывая, что решение суда является незаконным и необоснованным.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационного представления, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Указ Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусматривает необходимость обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что К. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, имеет вторую группу инвалидности по общему заболеванию; постановлением Администрации МО <...> Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 13 января 2010 г. N... К. признана нуждающейся в жилых помещениях, как обеспеченная жилой площадью менее учетной нормы, постановлением от 15 апреля 2010 г. N... принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Подробно проанализировав и оценив положения п. 8 ст. 154 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О ветеранах", п. 5 Разъяснений о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданным фашистами и из союзниками в период второй мировой войны, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития России от 07 июля 1999 г. N 20, а также положения Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны", суд пришел к правильному выводу о том, что на К. действие Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" распространяется.
Одновременно, суд правомерно не принял во внимание положенный в основу обжалуемого прокурором отказа п. 3 разъяснений заместителя Министра регионального развития России от 19 марта 2010 г. N 10496-СК/07, согласно которому бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны не относятся к категориям граждан, подлежащим обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714, поскольку данные разъяснения противоречат указанным выше нормам действующего законодательства и, кроме того, не является нормативным правовым актом, поэтому не подлежат применению судом в силу ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает правильным вывод суда о необоснованности решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 от 10 июня 2010 г. об отказе в предоставлении К. средств федерального и областного бюджета для приобретения (строительства) жилых помещений, вынесенного на основании разъяснений заместителя министра Минрегиона России от 19 марта 2010 г. N 10496-СК/07 в связи с тем, что она не подпадает под категорию граждан, подлежащих обеспечению жильем по названному выше Указу Президента РФ.
При этом, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая прокурору в удовлетворении его требований, суд исходил из того, что при постановке К. на учет нуждающихся были допущены нарушения норм действующего жилищного законодательства, а именно не были поставлены на учет члены семьи К., данные нарушения не позволяют решить вопрос о расчете и выплате К. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, следовательно, признанием решения рабочей группы незаконным право К. восстановлено быть не может.
Данный вывод суда основан на неправильном определении значимых для дела обстоятельств и неправильном применении норм процессуального права.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Требований об оспаривании решения о постановке К. на учет нуждающихся в жилых помещениях в рамках настоящего дела заявлено не было, правомерность данного решения никем из участвующих в деле лиц не оспаривалась, следовательно, основания для рассмотрения вопроса о правомерности постановки К. на учет нуждающихся в жилых помещениях у суда отсутствовали.
Также судебная коллегия принимает во внимание, что в случае, если члены семьи К. полагают свои права нарушенными, они не лишены возможности самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав, при этом, защита жилищных прав К. не может ставиться в зависимость от реализации членами ее семьи права на защиту их жилищных прав. Кроме того, решение, оспариваемое заявительницей, основано только на том, что К. не относится к той категории граждан, на которые распространяются положения Указа Президента РФ от 07.05.2008 г., указанный вывод признан судом неправомерным.
При таких обстоятельствах решение суда, в основу которого положен вывод о допущенных при постановке заявительницы на учет нуждающихся нарушениях, является незаконным и подлежит отмене.
Вместе с тем, поскольку все значимые для дела обстоятельства установлены, доказательства оценены в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести по делу новое решение, удовлетворив требования прокурора в защиту интересов К.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 01 февраля 2011 года - отменить.
Заявление Сланцевского городского прокурора прокуратуры Ленинградской области в защиту интересов К. - удовлетворить.
Признать незаконными п.п. 25 п. 3 раздела I Решения Рабочей группы при Правительства Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны" и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 10 июня 2001 г. N... в отношении К..
Обязать Рабочую группу при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны" и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" принять решение о предоставлении К. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального и областного бюджета.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20 июля 2011 г. N 33-10015/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)