Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 13 апреля 2011 г. N 33-5268/2011
Судья: Малинина Н.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ничковой С.С.
судей Сопраньковой Т.Г. и Селезневой Е.Н.
при секретаре Н.
рассмотрела в судебном заседании от 13 апреля 2011 года дело N 2-123/11 по кассационной жалобе Ж. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 02 февраля 2011 года по иску Ж. к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и предоставлении жилой площади,
Заслушав доклад судьи Ничковой С.С.,
Объяснения представителей истца, поддержавших доводы кассационной жалобы,
установила:
Из материалов дела следует, что Ж. проживает и с 20 февраля 2009 года зарегистрирован в комнате, площадью 14,7 кв. м, расположенной в трехкомнатной коммунальной квартире N <...> (лист дела 6).
Собственником указанной квартиры на основании договора приватизации <...> от 16 мая 2005 года является его дочь П., которая зарегистрирована по указанному адресу с 16 февраля 2005 года.
Ж. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением (л.д. 9), имеет инвалидность 2 группы по общему заболеванию (л.д. 7). Согласно материалам дела, истец ранее был зарегистрирован и проживал в <...> (л.д. 28).
Письмом за подписью заместителя главы Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 25 июня 2010 года, истцу разъяснено, что ему отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, поскольку заявитель не имеет срока десятилетнего проживания в Санкт-Петербурге (л.д. 5).
При таких обстоятельствах Ж., обратился в суд с настоящими требованиями, просил в судебном порядке обязать ответчика принять его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и предоставить квартиру по договору социального найма (иск на л.д. 3 - 4).
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, ссылаясь на то, что в период с сентября 2001 года по настоящее время он фактически проживает в Санкт-Петербурге, в связи с чем отказ Администрации в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по основанию отсутствия десятилетнего срока проживания в Санкт-Петербурге просил признать незаконным, обязать Администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга устранить нарушения его прав участника Великой Отечественной войны по обеспечению жильем, поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях и обеспечить жильем (л.д. 29 - 30).
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 02 февраля 2011 года требования Ж. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Ж. просит отменить решение суда, считает его неправильным.
На рассмотрение дела в суд кассационной инстанции представитель ответчика Администрации Адмиралтейского района по Санкт-Петербургу не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, назначенного на 13 апреля 2011 года, что подтверждается распиской о вручении повестки (лист дела 69). При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных требований.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. N 30) подлежат обеспечению жилыми помещениями нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Согласно п. 6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно п. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и имеющихся льгот, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Санкт-Петербурге".
Одним из условий принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является факт проживания в Санкт-Петербурге не менее 10 лет. Изъятий и исключений по условиям постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях для граждан, имеющих льготы, связанные с участием в Великой Отечественной войне, Законом Санкт-Петербурга N 407-65 не предусмотрено.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии со ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган:
заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи; паспорта заявителей и членов семьи; документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства; документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге не менее 10 лет; документы: о месте жительства заявителя и членов его семьи, об обеспеченности жилыми помещениями, о доходах заявителя и членов его семьи за 12 месяцев до обращения для принятия на учет, о стоимости имущества находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, о праве на дополнительную площадь, о техническом состоянии жилого помещения и иные документы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что Ж. зарегистрирован постоянно в Санкт-Петербурге с 20 февраля 2009 года, доказательств, отвечающих принципам допустимости и достаточности факта проживания в Санкт-Петербурге с 2001 года, как это указано в уточненном исковом заявлении, суду истцом представлено не было, следовательно, период проживания Ж. в Санкт-Петербурге составляет менее 10 лет, в связи с чем, он не мог быть поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении и обеспечен жильем. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах и не противоречат указанным нормам материального права.
При этом, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить тот факт, что в тексте первоначального искового заявления Ж. сам указывал на тот факт, что он проживает в Санкт-Петербурге с 20 февраля 2009 года (лист дела 3). По мнению судебной коллегии, данное обстоятельство свидетельствует о том, что истец проживает в Санкт-Петербурге с момента регистрации по указанному выше адресу, а не с 2001 года, как изложено в уточненном исковом заявлении.
В обоснование своих требований истец также ссылался на справку, выданную главой Администрации Александровского сельского поселения, из содержания которой усматривается, что с 2001 года по 20 февраля 2009 года Ж. был зарегистрирован, но не проживал в деревне <...> в доме дочери Ф. При этом, в справке отмечено, что основанием ее выдачи послужили записи похозяйственной книги N 8.
Судебная коллегия считает, что указанный документ не может свидетельствовать о фактическом непроживании истца по указанному адресу, поскольку в похозяйственной книге отражаются сведения о регистрации граждан по конкретному адресу, а не об их фактическом проживании или непроживании в нем, при этом, следует принять во внимание тот факт, что в обязанности Администрации муниципального образования не входит учет проживающих по месту регистрации лиц, в связи с чем суд кассационной инстанции критически относится к сведениям о непроживании Ж. по указанному адресу, изложенным в справке, поскольку в данном документе отсутствуют данные об источнике информации.
Также следует отметить, что непроживание истца в деревне <...> в доме дочери Ф. в период с 2001 года по 2009 год не может с достоверностью свидетельствовать о его проживании в Санкт-Петербурге.
В тексте кассационной жалобы Ж. ссылался на то, что судом первой инстанции необоснованно не были применены положения статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает указанный довод несостоятельным в связи со следующим.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ссылаясь на необходимость применения указанной правовой нормы, истец указывал на то, что проживает в одной квартире с гражданином, больным активной формой туберкулеза.
Суд кассационной инстанции, проанализировав материалы дела и содержание указанной правовой нормы, приходит к выводу о том, что истец не входит в субъектный состав, на который распространяется действие пункта 4 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку указанное Ж. лицо, страдающее активной формой туберкулеза, не входит в состав его семьи.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что в данном случае причиной для отказа в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий явилось несоблюдение предусмотренного законом условия о проживании на территории Санкт-Петербурга в течение 10 лет, а не отсутствие оснований для постановки на такой учет, в связи с чем также положения статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации не могли быть применены судом первой инстанции.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которых дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, доводы кассационной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьями 362 - 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 02 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13 апреля 2011 г. N 33-5268/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)