Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 23 марта 2011 г. N 3992
Судья: Ягубкина О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Савельевой М.Г.
судей Тарасовой И.В., Корнильевой С.А.
при секретаре П.
рассмотрела в судебном заседании от 23 марта 2011 года дело N 2-565/11 по кассационной жалобе Военного комиссариата Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 31 января 2011 года по иску К. к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга об обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью.
Заслушав доклад судьи Савельевой М.Г., объяснения К., заключение прокурора Костиной Т.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением от 31.01.2011 года Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга обязал Военный комиссариат города Санкт-Петербурга выплачивать К. с 24.11.2010 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <...> рублей <...> копеек, с 01.01.2011 года в размере <...> рублей <...> копеек, с последующей ее индексацией в установленном законом порядке.
В кассационной жалобе Военный комиссариат Санкт-Петербурга просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в иске, считает решение неправильным.
Ответчик Военный комиссариат Санкт-Петербурга о месте и времени судебного заседания извещен по правилам ст. 113 ГПК РФ, в суд представитель не явился, о причинах своей неявки судебную коллегию не известил. Исходя из того, что ответчик подробно изложил свои доводы в кассационной жалобе, надлежащим образом извещен о разбирательстве дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 2 ст. 354 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Материалами дела установлено, что К. является ветераном подразделений особого риска, имеет удостоверение, дающее право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в п. п. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.12.1991 г. N 2123-1.
24.11.2010 г. истцу установлена инвалидность <...> группы вследствие заболевания, связанного с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделения особого риска.
Истец, ссылаясь на вышеназванные обстоятельства, просил признать за ним право на ежемесячную выплату в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренную п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", указал, что его обращение в Военный комиссариат Санкт-Петербурга было оставлено без удовлетворения со ссылкой на то, что данная выплата на граждан из подразделений особого риска не распространяется.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1 на граждан из подразделений особого риска действие Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (базовый закон) от 15.05.1991 г. N 1244-1 распространяется в пределах, установленных указанным Постановлением.
Согласно пункту 2 Постановления в первоначальной редакции гражданам из подразделений особого риска, ставшим инвалидами, гарантировалось предоставление льгот и компенсаций, установленных, в том числе статьей 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пункт 25 части 1 данной статьи в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации..." и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривал возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, в виде ежемесячной денежной компенсации.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ (пункт 1 статьи 9) в пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" были внесены изменения, согласно которым указанной категории граждан с 1 января 2005 года гарантируются только меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к числу которых возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, в виде ежемесячной денежной компенсации не отнесено.
Конституционный Суд Российской Федерации, выявляя конституционно-правовой смысл пункта 2 указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, пришел к выводу о том, что федеральный законодатель, предоставив пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ) инвалидам-чернобыльцам право на возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия чернобыльской катастрофы либо ее последствий, и не установив при этом никаких изъятий в отношении граждан-инвалидов из подразделений особого риска, на которых Постановлением было распространено действие положений названного Закона, тем самым наделил их правом на возмещение вреда, причиненного здоровью. Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 2 в системе действующего правового регулирования не препятствующим получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, которые имели место до вступления в силу Постановления N 2123-1 (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.10.2005 г. N 385-О).
Положения пункта 2 по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2010 г. N 296-О-П, на основании ранее выраженных Конституционным Судом РФ правовых позиций, в системе действующего нормативно-правового регулирования - не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, признанными инвалидами после 1 января 2005 года, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу данного Постановления.
Следовательно, все граждане из подразделений особого риска, которые до вступления в силу указанного Постановления подверглись радиационному воздействию в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, и впоследствии были признаны инвалидами вследствие радиационного воздействия, в равной мере обладают правом на возмещение вреда, причиненного их здоровью в связи с радиационным воздействием в порядке, предусмотренном статьей 24 базового Закона в редакции, действовавшей на момент признания их инвалидами, в том числе на получение ежемесячной денежной компенсации.
На основании вышеизложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что К. имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, предусмотренной Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2006 г. N 445-О, право пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на получение в полном объеме полагающихся денежных выплат, возмещающих потерю ими заработка (части заработка), за весь подтвержденный период утраты профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт ее утраты, было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 01.12.2005 г. N 460-О. По смыслу выраженной в нем правовой позиции, принцип полноты и гарантированности возмещения причиненного вреда предполагает защиту нарушенных прав в полном объеме.
Применительно к правоотношениям по возмещению вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 01.12.1997 г. N 18-П сформулировал правовую позицию, согласно которой вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 ФЗ "Об использовании атомной энергии", которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.
Установление в части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных данным Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот вызвано также фактической невозможностью его возмещения в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить пострадавшим полное восстановление их нарушенных прав.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться. Иное приводило бы к ущемлению законных интересов указанных лиц, нарушению закрепленного в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом, противоречило бы ее статье 42, а также вступало бы в противоречие с целями, перечисленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исключающей не соответствующие этим целям ограничения прав граждан.
Таким образом, суд правомерно признал, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью К., подлежит выплате с 24.11.2010 года - со дня установления инвалидности, а не с даты его обращения в Военный комиссариат города Санкт-Петербурга с заявлением о назначении такой выплаты.
Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 г. N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и от 21.12.2010 г. N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", установлены размеры ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона), инвалидам <...> группы с 01.01.2010 г. в сумме <...> руб., с 01.01.2011 г. - в сумме <...> руб.
С учетом указанного, суд обоснованно обязал Военный комиссариат города Санкт-Петербурга выплачивать К. с 24.11.2010 г. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <...>, а с 01.01.2011 г. в размере <...> руб. с последующей компенсацией в установленном законом порядке.
В решении указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы, которыми руководствовался суд.
Доводы кассационной жалобы, не могут повлиять на правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не подрывают правильности выводов суда первой инстанции, не являются в силу положений ст. ст. 362 - 364 ГПК РФ основанием к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 31 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 23 марта 2011 г. N 3992
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)