Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 23 марта 2011 г. N 33-4018/2011
Судья: Ковалева М.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Витушкиной Е.А.
судей Пошурковой Е.В. и Осининой Н.А.
с участием прокурора Мазиной О.Н.
при секретаре И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 марта 2011 года дело по кассационному представлению прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 декабря 2010 года по иску прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга к <ГДОУ 1> и <ГДОУ 2> об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Витушкиной Е.А., объяснения прокурора Мазиной О.Н., объяснения представителя Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Н. и представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу П.М., поддержавших доводы кассационного представления, объяснения представителя <ГДОУ 1> П.Т. и объяснения представителя <ГДОУ 2> В., объяснения представителя <СПб ГУП 1> А., представителя администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга П.О., находивших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Прокурор Пушкинского района Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к <ГДОУ 1> (далее - <ГДОУ 1>) и к <ГДОУ 2> (далее - <ГДОУ 2>) об обязании в срок до 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам, обязании с срок до 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать подготовку ответственных за экологию работников, получить соответствующие свидетельства и сертификаты, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в <ГДОУ 1> и <ГДОУ 2> установлено отсутствие предусмотренных действующим законодательством согласованных лимитов (разрешения) на размещение отходов на 2010 г., разработанный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их использование - размещение, паспорта опасных отходов, работник, ответственный за экологию.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 декабря 2010 года в удовлетворении исковых требований прокурора отказано.
Прокурор в кассационном представлении просит отменить решение суда, указывая, что решение суда является незаконным и необоснованным.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационного представления, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что люминесцентные лампы и бытовой мусор не относятся к отходам I - IV класса опасности, для которых предусмотрена паспортизация, детские сады не являются юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, в частности, в области их размещения, следовательно, обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у них отсутствует.
При этом суд также указал, что на вывоз коммунальных отходов у <ГДОУ 1> и <ГДОУ 2> заключены договоры с <ООО 2> и <ОАО> соответственно, а отработанные люминесцентные лампы вывозятся на основании договора, заключенного между Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, заключенного 03.03.2010 г. с <ООО 1>.
Данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права; также судом рассмотрен иск без учета того обстоятельства, что прокурором были уточнены исковые требования - об обязании выполнить определенные действия только относительно люминесцентных ламп; требования относительно коммунального мусора от уборки помещений и прочих отходов прокурором поддержаны не были (л.д. 48 - 49).
Статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 года N 89-ФЗ дается формулировка используемых в законе следующих основных понятий:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 14 вышеназванного Закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В силу ст. 18 данного Закона, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
В целях реализации Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 18.12.2006), во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" и в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 года N 703 были утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из пункта 6 данных Методических указаний следует, что для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа Ростехнадзора может осуществляться по упрощенной (декларативной) форме.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной (декларативной) форме разрабатывается в случае образования у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отходов V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а также отходов I класса опасности для окружающей природной среды, представленных только люминесцентными лампами, если:
суммарное количество отходов не превышает 150 тонн в год;
масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 5% от общей массы образующихся отходов;
отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 г. N 786, такой вид отходов как ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак имеют код 35330100 13 01 1, т.е. отнесены к первому классу опасности для окружающей среды, судебная коллегия считает, что требования прокурора являются обоснованными.
При таких обстоятельствах, поскольку из материалов дела следует и ответчиками не оспаривается, что они пользуются люминесцентными лампами, однако паспорта отходов на люминесцентные лампы они не разрабатывали, разработка и предоставление ответчиком на утверждение (согласование) проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ими не производились, работники, ответственные за экологию, у них отсутствуют, судебная коллегия считает, что у суда не имелось оснований для отказа прокурору в иске.
При этом следует учитывать, что в соответствии с государственным контрактом N 108 от 03.03.2010 года <СПб ГУП 1> приняло на себя обязательства по показанию услуг по сбору, транспортировке и утилизации люминесцентных источников света, ртутьметрическому обследованию и демеркуризации мест их хранения на объектах социальной сфере города, при этом обязательств по разработке паспортов опасного отхода на вывозимые лампы, предприятие не принимало.
Вместе с тем, учитывая, что все значимые для дела обстоятельства судом установлены, доказательства оценены в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, удовлетворив требования прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 декабря 2010 года - отменить.
Вынести по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга удовлетворить.
Обязать <ГДОУ 1> и <ГДОУ 2> в срок 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам, в срок до 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать подготовку ответственных за экологию работников, получить соответствующие свидетельства.
Взыскать с <ГДОУ 1> и <ГДОУ 2> государственную пошлину в размере по 200 руб.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23 марта 2011 г. N 33-4018/2011
Текст кассационного определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)