Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 3 марта 2011 г. N 33-2993/11
Судья: Новикова И.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ильичевой Е.В.
судей Селезневой Е.Н., Сопраньковой Т.Г.
при секретаре Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-7894/10 по кассационной жалобе Т. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2010 года по иску Т. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга об обязании отменить решение, назначить страховую часть трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
выслушав объяснения Т., его представителя - Ф.,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Т. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга об обязании отменить решение от 10.08.2010 N <...>, назначить страховую часть трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста для мужчин на 10 лет, выплатить страховую часть пенсии по старости с 22.03.2007, то есть по достижении возраста 50 лет.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 15.12.2010 Т. отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, выслушав мнение участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
При разрешении спора судом установлено, что Т. является ветераном подразделений особого риска РФ и имеет право на льготы, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте "д" пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 (л.д. 11).
Т. является получателем пенсии за выслугу лет с 04.07.1995.
28.05.2010 Т. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении страховой части трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет, приложив к своему заявлению, в частности, копию справки серии N <...> об установлении повторно 07.04.2010 второй группы инвалидности по заболеванию, полученному при исполнении обязанностей военной службы, связанному с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга от 10.08.2010 N <...> Т. отказано в назначении страховой части пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001.
Истец с отказом в назначении ему пенсии был не согласен, обратился в суд с настоящим иском.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что на него как на ветерана подразделений особого риска, ставшего инвалидом, распространяются положения Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу которых гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением на 10 лет возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Разрешая спор, суд пришел к выводу о неправомерности заявленных истцом требований.
Часть 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" устанавливает, что лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно подпункту "д" пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004)) к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел - непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изменения и дополнения, расширявшие круг льгот и компенсаций, предоставляемых пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вносимые впоследствии в базовый Закон, не исключали возможность предоставления льгот и компенсаций, гарантированных этим Законом, и другим категориям пострадавших, на которые ранее было распространено действие базового Закона. Указанное в полной мере распространяется на граждан, имеющих инвалидность, связанную с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, поскольку они по своему правовому положению в части возмещения вреда здоровью были приравнены законодателем посредством пенсионного обеспечения к лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы (пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1). Учитывая эти обстоятельства, суды не вправе отказывать в удовлетворении требований названных выше категорий пострадавших вследствие радиационного воздействия о предоставлении им указанных льгот и компенсаций, но только в пределах, установленных соответствующими законами.
Пенсионное обеспечение лиц, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, регулируется Законом Российской Федерации от 05.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Нормами статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 05.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, пенсионный возраст для получения пенсии по старости снижен на 10 лет и составляет 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин.
Вместе с тем из абзаца 3 пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004)) следует, что лицам, указанным в подпункте "д" пункта 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14, пунктами 1 - 3 части первой статьи 15, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, пунктом 2 части второй статьи 30, частью первой статьи 40 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, законодателем установлены пределы предоставления гражданам из подразделений особого риска, указанным в подпункте "д" пункта 1 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", льгот и компенсаций. Снижение общеустановленного пенсионного возраста, который установлен в статье 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", для назначения пенсии указанным в пункте "д" пункта 1 этого Постановления гражданам в соответствии со статьей 28.1 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не предусмотрено.
В силу приведенных норм права, отказывая в удовлетворении иска Т., суд пришел к правомерному выводу, что истец не имеет права на снижение пенсионного возраста на 10 лет и, соответственно, выплату страховой части пенсии по старости с 22.03.2007, то есть по достижении возраста 50 лет, в связи с чем является правильным и вывод суда об отсутствии оснований для отмены решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга от 10.08.2010 N 12/270.
С учетом изложенного не влияют на законность принятого судом решения доводы кассационной жалобы о том, что поскольку истец имеет инвалидность, связанную с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, то на него распространяются положения Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с чем у него возникло право на назначение страховой части трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах решение суда отвечает требованиям закона, основано на представленных по делу доказательствах, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы нет.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 3 марта 2011 г. N 33-2993/11
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)