Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 4 августа 2011 г. N 33-11921
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Смышляевой И.Ю.
судей Чуфистова И.В. и Граудинь О.И.
при секретаре Кузнецовой В.В.
рассмотрела в судебном заседании дело N 2-2193/11 по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в районе Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2011 года по иску Поварушкина В.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в районе Санкт-Петербурга об обязании включить периоды работы в трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Смышляевой И.Ю., объяснения Поварушкина В.М., представителя УПФР в районе Санкт-Петербурга - Савчунас О.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
<дата> Поварушкин В.М. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в районе Санкт-Петербурга (далее - УПФР в районе ) с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ.
Решением УПФР в районе Санкт-Петербурга от <дата> N (во изменение решения N от <дата>) Поварушкину В.М. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности с <дата>. Согласно указанному решению специальный стаж Поварушкина В.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" составляет ХХ год ХХ месяцев ХХ дней.
При этом в специальный стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в частности, не учтены периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности преподавателя металлообработки в <...> и с <дата> по <дата> в должности преподавателя автослесарного дела в <...>, поскольку в соответствии с Правилами и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, не предусмотрено указанное учреждение.
Поварушкин В.М., будучи не согласен с данным решением, обратился в суд с иском к УПФР в районе Санкт-Петербурга и с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований просил включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды трудовой деятельности с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - работа в должности преподавателя металлообработки в <...> и с <дата> по <дата> - в должности преподавателя автослесарного дела в <...>, начиная с <дата>, и обязать ответчика назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения - с <дата>.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2011 года исковые требования Поварушкина В.М. удовлетворены.
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в районе Санкт-Петербурга обязано включить периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности преподавателя металлообработки в <...>, с <дата> по <дата> в должности преподавателя автослесарного дела в <...> в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Поварушкину В.М. на основании п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ.
За Поварушкиным В.М. признано право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ с момента обращения с <дата>.
В кассационной жалобе представитель УПФР в районе просит отменить решение в части назначения пенсии с даты обращения и принять в указанной части новое решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с даты обращения.
Поскольку в части обязания ответчика включить в специальный стаж Поварушкина В.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности преподавателя металлообработки в <...>, с <дата> по <дата> в должности преподавателя автослесарного дела в <...> решение суда ответчиком не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений ч. 1 ст. 347 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии. В данном случае кассационная инстанция связана доводами жалобы ответчика. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений ст.ст. 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.
Судебная коллегия, обсудив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.
Согласно решению УПФР в районе от <дата> N во изменение решения от <дата> N специальный стаж Поварушкина В.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", составляет ХХ год ХХ месяцев ХХ дней.
Судом первой инстанции в специальный стаж Поварушкина В.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды включены периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности преподавателя металлообработки в <...>, с <дата> по <дата> в должности преподавателя автослесарного дела в <...>, т.е. общая продолжительность специального стажа, включенного судом, составляет Х года Х месяца Х дня.
Таким образом, специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", составляет ХХ года ХХ месяцев ХХ дней.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Принимая во внимание, что специальный стаж Поварушкина В.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", составляет ХХ года ХХ месяцев ХХ дней, то есть менее требуемых законодателем 25 лет, право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста у истца на момент вынесения решения отсутствовало.
При указанных обстоятельствах решение суда в части признания за Поварушкиным В.М. права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ с момента обращения с <дата> нельзя признать законным и обоснованным, так как право на ее получение у истца на дату обращения с заявлением в УПФР районе и на дату вынесения судом решения не возникло, в указанной части решение подлежит отмене.
Поскольку, в данном случае исследование новых доказательств не требуется, судебная коллегия считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, вынести в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.
Вместе с тем, Поварушкин В.М. не лишен возможности вновь обратиться в УПФР районе с заявление о назначении трудовой пенсии по старости со дня возникновения права на указанную пенсию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
определила:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2011 года в части признания за Поварушкиным В.М. права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ с момента обращения с <дата> отменить.
Поварушкину В.М. в иске к ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в районе Санкт-Петербурга" о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании п/п 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ с момента обращения с <дата> отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 4 августа 2011 г. N 33-11921
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)