Определение Ленинградского областного суда
от 11 августа 2011 г. N 33-4012/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.
судей Ильичевой Т.В., Насиковской А.А.
с участием прокурора Забировой Е.В.
при секретаре Первышиной Ю.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 07 июля 2011 года, которым частично удовлетворены исковые требования Гатчинского городского прокурора, действовавшего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании оборудовать вход в здание специальными приспособлениями.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ильичевой Т.В., пояснения представителя ответчика администрации МО "город Гатчина" - Матвеенко Е.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Гатчинский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к ответчику о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области по обеспечению беспрепятственного доступа в здание администрации инвалидов, использующих кресла-коляски, обязании в срок до 01.11.2011 года оборудовать вход в здание администрации пандусами либо иными специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами) для обеспечения беспрепятственного доступа в здание инвалидов, использующих кресла-коляски.
В обоснование исковых требований указал, что здание администрации МО "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области не оборудовано пандусами либо иными специальными приспособлениями для свободного передвижения и доступа инвалидов, использующих кресла-коляски. Здание принадлежит ответчику на праве собственности. Отсутствие вышеуказанных приспособлений нарушает права инвалидов, использующих кресла-коляски на доступ к объектам социального и иного назначения, предусмотренные ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая возлагает обязанность организации обеспечения беспрепятственного доступа к вышеуказанным объектам на органы местного самоуправления. Общие требования к обустройству лестниц зданий пандусами либо иными средствами подъема предусмотрено СНиП 35-01-2001.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования.
Представитель ответчика администрация муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в настоящее время в рамках адресной инвестиционной программы утверждено техническое задание на выполнение работ по ремонту фасада административного здания, предусматривающего обустройство пандуса у центрального входа в здание. Указанная процедура предусматривает проведение конкурса, по итогам которого будет заключен соответствующий договор, проведение ремонтных работ предполагается в срок с августа по сентябрь 2011 г.
Решением Гатчинского городского суда от 07 июля 2011 года удовлетворены исковые требования частично.
Администрация МО "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области обязана оборудовать вход в здание администрации, расположенное по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Киргетова, д. 1 пандусами, либо иными специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами) для обеспечения беспрепятственного доступа в здание инвалидов, использующих кресла-коляски.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе администрация МО "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района просит решение суда в части обязания ответчика оборудовать вход в здание администрации пандусами, либо иными специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа в здание инвалидов, использующих кресла - коляски отменить, принять новое решение.
В обоснование доводов кассационной жалобы ответчик указал, что суд должен был отказать прокурору в удовлетворении требований об оборудовании входа в здание администрации пандусами, либо иными специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами) для обеспечения беспрепятственного доступа в здание инвалидов, использующих кресла-коляски, поскольку данные требования являются производными от требований прокурора о признании незаконным бездействие администрации по обеспечению беспрепятственного доступа в здание администрации инвалидов, использующих кресла-коляски, в удовлетворении которых судом отказано. Кроме того, суд обязал администрацию совершить действия, которые орган местного самоуправления уже совершил до обращения прокурора в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности.
Согласно ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Как следует из материалов дела, в собственности МО "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области находится двухэтажное нежилое здание, расположенное по адресу: г. Гатчина, ул. Киргетова, д. 1, в котором расположена администрация МО "город Гатчина" /л.д. 6/.
Из уведомления администрации МО "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 28.04.2011 следует, что административное здание пандусами и иными средствами подъема не оборудовано. В летне-осенний период 2011 г. в рамках ремонта фасадов и благоустройства крылец здания администрации предусмотрено устройство пандуса для инвалидов-колясочников и переустройство дверей и полов без порогов для прямого попадания в холл перед общественной приемной. Средства на данные работы выделены /л.д. 7/.
Адресная инвестиционная программа на 2011 г. утвержденная решением Совета депутатов МО "Город Гатчина" от 22.12.2010, предусматривает ремонт фасада здания администрации. В техническом задании на выполнение данных работ указано обустройство пандуса у центрального входа в здание, смета утверждена 09.06.2011. Указанная процедура предусматривает проведение конкурса, по итогам которого будет заключен соответствующий договор, проведение ремонтных работ предполагается в срок с августа по сентябрь 2011 г. /л.д. 36-55/.
Администрацией МО "Город Гатчина" постановлением N 775 от 17.06.2011 размещен муниципальный заказ на выполнение работ по ремонту фасада здания администрации путем проведения торгов в форме открытого аукциона в электронной форме, который состоится 11.07.2011 года /л.д. 57-58/.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что судом первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований Гатчинского городского прокурора.
Суд первой инстанции с учетом обстоятельств дела, что ответчиком предприняты определенные меры для оборудования центрального входа в здание администрации специальными приспособлениями, обеспечивающими проход инвалидов использующих кресла-коляски, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Гатчинского городского прокурора о признании незаконными бездействие администрации МО "Город Гатчина" по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски.
Судебная коллегия полагает, что доводы жалобы о том, что поскольку отказано в удовлетворении требований прокурора о признании бездействий незаконными, подлежит отказу в удовлетворении требований об обязании совершить действий по оборудованию входа в здание администрации МО "Город Гатчина" пандусами либо иными специальными приспособлениями, поскольку данные требования не является однородным по своей правовой природе по предмету и основанию иска и разрешение этих требований не взаимосвязано между собой и отказ в удовлетворении одного требования не исключает удовлетворение требований об обязании оборудовать здание специальными приспособлениями.
Предпринятые администрацией МО "Город Гатчина" меры по оборудованию здания, расположенного по адресу: г. Гатчина, ул. Киргетова, д. 1, специальными приспособлениями для инвалидов использующих кресла-коляски, не свидетельствует, что данные приспособления фактически будут установлены, на момент вынесения судом решения пандусы установлены не были, т.е. требования действующего законодательства исполнены ответчиком не были, поэтому суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований по удовлетворению данных требований.
Судебная коллегия полагает, что ссылка ответчика на длительность процедуры по оборудованию здания специальными приспособлениями не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в данной части, поскольку Закон, на котором прокурор основывает свои требования, был принят в 1995 году, СНиП утвержден в 2001 году.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 347, ст.ст.360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 07 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 11 августа 2011 г. N 33-4012/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)