Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 16 августа 2011 г. N 33-12541/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Ничковой С.С.
Володкиной А.И.
при секретаре
Тен Д.В.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Яковлевой Г.В. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2011 года по иску Яковлевой Г.В. к Жилищному комитету Санкт-Петербурга об обязании предоставить жилое помещение,
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н.,
Выслушав объяснения истицы,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Яковлева Г.В. обратилась в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Жилищному комитету Санкт-Петербурга об обязании предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, исходя из норм обеспечения жилой площадью, в соответствии со ст.ст. 49, 51, 57 ЖК РФ, Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Исковые требования обоснованы тем, что Яковлева Г.В., <...>, с <дата> по <дата> являлась <...>, с <...> годы проходила обучение в ...(ЮрЛ)..., находилась на <...>, до настоящего времени не обеспечена жилой площадью, состоит на учете по предоставлению жилой площади как <...> и как <...>, на обращение о предоставлении ей во внеочередном порядке жилого помещения ответчиком было отказано.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2011 года Яковлевой Г.В. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истица просит решение суда отменить, полагает его неправильным.
Ответчик на рассмотрение дела не явился, о его слушании извещен надлежаще, согласно ч. 2 ст. 354 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения истицы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, отвечающего требованиям закона.
Как верно установлено судом первой инстанции, основанием для возникновения права на внеочередное получение жилья лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ является окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Кроме того, указанные лица должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
К категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относятся граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.
Приведенное суждение согласуется с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года.
Как видно из материалов дела, Яковлева Г.В., <дата> года рождения, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма с <дата> как <...>, т.е. на момент постановки истицы на учет по указанному основанию ей уже исполнилось 23 года.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Яковлева Г.В. встала до достижения 23-летнего возраста на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как <...>.
При таких обстоятельствах Яковлевой Г.В., не вставшей до достижения 23-летнего возраста на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма как <...>, не может быть предоставлено жилье по этому основанию.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил также из того, Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Указанный вывод суда является неправильным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 616-87 "О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки, попечительства, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма площадью не менее нормы предоставления, установленной законодательством Санкт-Петербурга.
П. 4 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2008 N 525 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установил, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, обеспечивающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки, попечительства, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма площадью не менее нормы предоставления, установленной законодательством Санкт-Петербурга, является Жилищный комитет.
Из анализа приведенных правовых положений следует, что по заявленным Яковлевой Г.В. исковым требованиям об обязании предоставить жилое помещение как <...> надлежащим ответчиком является Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга.
Вместе с тем, вынесенное решение об отказе в удовлетворении иска Яковлевой Г.В. является правильным, поскольку, как было указано выше, истица до достижения 23-летнего возраста не встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Доводы кассационной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов и не содержат правовых оснований для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2011 года оставить без изменения, поданную кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16 августа 2011 г. N 33-12541/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)