Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 22 февраля 2011 г. N 2508
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Нюхтилиной А.В.
судей Вологдиной Т.И., Пучинина Д.А.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании от 22 февраля 2011 года дело N 2-2075/09 по кассационной жалобе И. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 09 июня 2009 года по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Санкт-Петербургу к И. о взыскании транспортного налога.
Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В., объяснения представителя И.С - П. (доверенность <...>), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
МИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к И. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме <...> руб. и пени в размере <...> руб. <...> коп., в обоснование требований указано, что ответчик является собственником транспортных средств и плательщиком транспортного налога, однако за <...> г. налог им не уплачен.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 09 июня 2009 года с И. в бюджет Санкт-Петербурга взыскана недоимка по транспортному налогу в размере <...> руб., пени <...> руб. <...> коп, а также государственная пошлина в доход государства в сумме <...> руб. <...> коп., в остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе И. просит отменить решение суда, считает его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 31, 48, 75 НК РФ, ФЗ "О транспортном налоге", исходил из того, что ответчик является владельцем транспортных средств - <...> государственный регистрационный знак <...>; <...> государственный регистрационный знак <...>, которая по данным регистрирующих органов <...> снята с учета и <...> сделан перерасчет налога (л.д. <...>), задолженность ответчика по налогу на транспортное средство составляет <...> рублей 00 коп (л.д. <...>), пени в размере <...> рублей <...> коп (л.д. <...>), обязанность ответчика уплатить налог на транспортное средство предусмотрена Законом Санкт-Петербурга N 487-53 от 04.11.2002 "О транспортном налоге", требование ответчику о погашении недоимки направлялось (л.д. <...>).
Судебная коллегия считает, что при разрешении спора судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к неправильному применению норм материального права, незаконному решению; указанные недостатки в соответствии со ст. 362 ГПК РФ являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектом налогообложения ст. 358 НК РФ признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пунктом 1 ст. 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно;
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно.
В соответствии с п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
Согласно ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 04 ноября 2002 года N 487-53 "О транспортном налоге" налоговые ставки на территории Санкт-Петербурга устанавливаются также с учетом мощности двигателя: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно;
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно.
Таким образом, для определения налоговой базы необходима информация о мощности двигателя.
В соответствии со ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД МВД России), утвержденными Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, изменение регистрационных данных в паспортах транспортных средств отнесено к компетенции регистрационных подразделений ГИБДД МВД России.
При этом согласно Положению о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.1997 N 399/388/195 в паспорте транспортного средства указывается мощность двигателя в лошадиных силах или киловаттах, определяемая по ГОСТ 14846. Эти сведения могут заполняться на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц. Аналогичное положение содержится и в Положении о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденном Приказом МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005.
В соответствии с пунктом 22 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 в случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство.
При таком положении, доводы ответчика о том, что мощность двигателя транспортного средства - <...> государственный регистрационный знак <...> составляет 165 лошадиных сил, что подтверждается карточкой учета транспортного средства, заслуживают внимание с учетом того, что в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 8.417-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин" установлено, что мощность измеряется в ваттах; при переводе во внесистемную единицу "лошадиная сила" применяется следующее правило "735.499 Вт = 1 л.с." (Таблица 3 и Приложение В данного ГОСТа).
Данное обстоятельство суд оставил без внимания.
Кроме того, МИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу обращалась в суд с иском к И. о взыскании суммы недоимки по транспортному налогу за <...> год на автомашину <...> государственный регистрационный знак <...> и указывало мощность двигателя 165 л.с. Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2010 года, вступившим в законную силу, с ответчика взыскан транспортный налог в размере <...> руб.
При таком положении, судебная коллегия считает, что представленный расчет истца недоимки по транспортному налогу исходя из объема двигателя 385 л.с. нельзя признать правомерным.
При таком положении состоявшееся судебное решение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение, поскольку допущенные судом нарушения не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, определить обстоятельства, имеющие значение для дела, распределить между сторонами бремя доказывания, разрешить спор в соответствии с требованиями закона, регулирующего настоящие правоотношения, и добытыми по делу доказательствами.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 09 июня 2009 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 22 февраля 2011 г. N 2508
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)