Определение Ленинградского областного суда
от 30 июня 2011 г. N 33-3325/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Горбатовой Л.В.
судей Ильичевой Т.В., Косарева И.Э.
при секретаре Швецовой Ю.Ю.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Федотова А.В. на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 17 мая 2011 года, которым отказано в удовлетворении требований Федотова А.В. об оспаривании решения Совета депутатов Лужского городского поселения.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ильичевой Т.В., возражения представителя ОАО "Управляющая компания г. Луга" - Витренко С.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
Федотов А.В. обратился в Лужский городской суд с заявлением об оспаривании пунктов 1.5 - 1.8 решения Совета депутатов Лужского городского поселения Ленинградской области от 31.01.2011 года N 166 "Об установлении размера платы за жилищно-коммунальные услуги для населения с 3.02.2011 г.".
В обоснование заявления указал, что данным решением для населения Лужского городского поселения установлен размер платы за отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение. Считает, что согласно действующему законодательству не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Полагает, что оспариваемые пункты решения противоречат законодательству, тем самым нарушают его право на получение коммунальных услуг по тарифам (ценам) установленным в соответствии с нормативно-правовыми актами.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.
Заинтересованное лицо Совет депутатов Лужского городского поселения с заявлением Федотова А.В. не согласился, представил письменный отзыв /л.д. 99-100, 138/. Указал, что согласно ст. 156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 15.10.2010 г. N 158-п установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги в размере 115 процентов по всем муниципальным образования. Оспариваемое решение принято с целью исполнения данного приказа. Кроме того, заявителем не указано на то, какие его права и законные интересы нарушаются оспариваемым решением.
Представитель заинтересованного лица ОАО "Управляющая компания г. Луга" считает заявление удовлетворению не подлежит, поскольку установленный размер платы за коммунальные услуги не превышает установленные тарифы.
Заинтересованное лицо Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК), представил письменный отзыв /л.д. 124-126/, считает, что проведенным мониторингом изменения роста платы за жилое помещение и коммунальные услуги, превышения предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги в результате принятия оспариваемого решения не выявлено.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 17 мая 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Федотов А.В. просит решение суда отменить, принять новое решение, полагает, что орган местного самоуправления обязан привести размер платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами, установленными для муниципального образования, путем внесения изменений в решение, которым были установлены тарифы и (или) надбавки к тарифам, только в том случае, если в соответствии с законом орган местного самоуправления наделен полномочиями по регулированию тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса, теплоснабжающих организаций. Указанные полномочия относятся к компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере регулирования тарифов. Таким образом, решение совета депутатов Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области от 21.01.2011 года является незаконным.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с п. 4.1 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 15.10.2010 года N 158-п "Об установлении по муниципальным образованиям Ленинградской области на 2011 год предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги" по всем муниципальным образованиям Ленинградской области на 2011 год установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 115%.
Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2005 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации, согласно которым только рост платы граждан за коммунальные услуги должен соответствовать предельным индексам, устанавливаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области. Индекс роста платы граждан за жилое помещение согласно вышеуказанным изменениям комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области на 2011 год не устанавливался.
В соответствии с п. 3 Приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 15.10.2010 года N 158-п "Об установлении по муниципальным образованиям Ленинградской области на 2011 год предельного максимального индекса мнения размера платы граждан за коммунальные услуги" рекомендовано органам местного самоуправления провести расчеты фактического индекса изменения размера платы гражданам за коммунальные услуги исходя из фактической стоимости коммунальных услуг с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг, а также календарной разбивки установленной платы населения.
Пункт 1.2. Постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 354 "Об утверждении Порядка пересмотра размера платы граждан за коммунальные услуги" указывает, что порядок распространяется на решения органов местного самоуправления по установлению платы за коммунальные услуги для населения и определяет процедуру приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (далее - предельные индексы), установленными для муниципального образования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Советом депутатов Лужского городского поселения 31.01.2011 г. принято решение N 166 "Об установлении размера платы за жилищно-коммунальные услуги для населения с 03.02.2011 г.", пунктами 1.5, 1.6, 1.7, 1.8 данного решения для населения Лужского городского поселения с 03.02.2011 г. установлен размер платы за коммунальные услуги при наличии приборов учета, размер платы за холодное водоснабжение и водоотведение для населения при отсутствии приборов учета, размер платы за отопление и горячее водоснабжение для населения при отсутствии приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для жилых помещений, находящихся в собственности граждан без регистрации постоянного в нем проживания /л.д. 103-116/.
Данное решение опубликовано в газете "Лужская правда" от 3.02.2011 года /л.д. 4/.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно анализу действующего законодательства, предельные уровни тарифов на коммунальные услуги потребителям, в том числе для населения, устанавливаются постановлениями Правительства РФ ежегодно до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и вводятся в действие с начала очередного финансового года. В рамках предельных уровней, установленных Правительством РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации в области государственного регулирования тарифов также устанавливают тарифы на коммунальные услуги потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год.
В свою очередь, органы местного самоуправления своими правовыми актами устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Эти акты должны соответствовать законодательству РФ об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Органы местного самоуправления не определяют тарифы на коммунальные услуги, а лишь регулируют их - путем установления надбавок к существующим тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в установленных законодательством пределах.
Данные полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ были закреплены ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г. и ФЗ от 30 декабря 2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Решать задачи местного значения, включая организацию на соответствующей территории электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, входит в компетенцию органов местного самоуправления.
При этом полномочия органов местного самоуправления в данной сфере ограничиваются федеральными и региональными органами исполнительной власти, к полномочиям которых относится определение методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечение финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, порядок разработки и утверждения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, определение периода действия тарифов и надбавок и т.п.
Таким образом, в компетенцию Совета депутатов Лужского городского поселения входит принятие решения по установлению размеров платы за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами для населения указанного городского поселения, принятое решение Советом депутатов Лужского городского поселения, не противоречит требования действующего законодательства, поэтому доводы кассационной жалобы, что Совет депутатов Лужского городского поселения вышел за рамки возложенных на него полномочий и принял решение не соответствующее требованиям действующего законодательства, не состоятельны, требования заявителя не основаны на действующем законодательстве и не могут быть признаны законными.
Судебная коллегия полагает, что заявитель в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 17 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федотова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 30 июня 2011 г. N 33-3325/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)