Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 14 марта 2011 г. N 33-3423/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Рогачева И.А.
судей Вологдиной Т.И. и Пучинина Д.А.
при секретаре И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 марта 2011 года кассационную жалобу Ч. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 декабря 2010 года по делу N 2-4302/10 по заявлению Ч. об оспаривании решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения Ч. и ее представителя адвоката Серова Д.А., поддержавших жалобу, и представителя Правительства Ленинградской области К., полагавшей, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, судебная коллегия
установила:
Ч. обратилась в суд с требованиями об отмене решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от 30.09.2010 г. N 8, которым ей было отказано в предоставлении бюджетных средств в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (л.д. 8 - 10 - копия выписки), и о возложении на Правительство Ленинградской области устранить нарушение ее прав.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16.12.2010 г. в удовлетворении заявления Ч. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить вынесенное судом решение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального права, и принять новое решение об удовлетворении ее требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Рассматривая заявление Ч., суд признал необоснованным содержащийся в оспариваемом решении рабочей группы Правительства Ленинградской области вывод о несоответствии заявителя критериям нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по причине допущенного ею намеренного ухудшения жилищных условий с целью постановки на учет нуждающихся.
Судебная коллегия согласна с этим выводом суда первой инстанции, основанном на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке фактических обстоятельств, связанных с жилищной обеспеченностью Ч. и с приобретением ею признаков нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Ч. с 27.06.2002 г. зарегистрирована по месту жительства в <...>, в двухкомнатной квартире общей площадью 38,6 кв. м, принадлежащей на праве собственности ее дочери Г. на основании договора купли-продажи от 18.06.2002 г. (л.д. 11, 14, 19).
До 30.04.2008 г. в указанной квартире были зарегистрированы по месту жительства три человека: Ч., Г. и ее сын Ю. 30.04.2008 г. там же были зарегистрированы жена последнего М. и его сын А., ранее проживавшие в жилом доме общей площадью 40,8 кв. м по адресу <...>, совместно с В. и К. - матерью и братом М. (л.д. 14, 18).
Поскольку Ч. не является собственником жилого помещения по вышеназванному адресу и в силу положений ст. ст. 30 и 31 ЖК РФ ее согласие на вселение иных лиц в квартиру не требовалось, соответствующие действия собственника Г. не могут быть основанием для вывода о намеренном ухудшении Ч. своих жилищных условий.
Заслуживают внимания и доводы заявительницы о том, что регистрация вышеназванных лиц в квартире не была связана с намерением приобрести право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, а соответствовала фактическому проживанию М. и А., которые после рождения ребенка не могли проживать по месту своей регистрации совместно с Ю.
Обстоятельства, связанные с отчуждением ранее принадлежавшего Ч. жилого помещения в <...>, как следует из материалов дела, имели место до 2002 года, т.е. более пяти лет назад, и правового значения не имеют.
С учетом изложенного суд правильно указал на отсутствие оснований считать незаконной постановку Ч. (в составе семьи из 1 человека) на учет нуждающихся в жилых помещениях, произведенную постановлением администрации МО Сосновское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области (л.д. 7).
Вместе с тем суд отказал в удовлетворении заявления на том основании, что Ч., вставшая на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01.01.2005 г., в силу положений действующего законодательства подлежит обеспечению жилым помещением и не имеет права на получение денежной помощи за счет средств бюджета.
Однако с этим выводом согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащего анализа положений действующего законодательства и без уточнения фактических обстоятельств дела, которое в данном случае было необходимо.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. N 30) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В связи с этим пунктом 2 Указа Правительству Российской Федерации предписано в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра; предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом; обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
Согласно пункту 3 Указа высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предложено принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.
Таким образом, Указ не содержит каких-либо правовых норм, наделяющих указанные в нем категории граждан дополнительными по сравнению с действующим законодательством правами в области обеспечения жилыми помещениями, а предусматривает лишь необходимость дополнительных мер со стороны органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в целях обеспечения указанных граждан жильем.
Соответственно, для правильного разрешения спора суду необходимо было установить, какими правами в области улучшения жилищных условий пользуется Ч. по нормам федерального и регионального законодательства, и на реализацию каких именно прав она претендовала, обратившись в Правительство Ленинградской области.
При этом из текста оспариваемого решения следует только то, что в отношении Ч. рассматривался вопрос о предоставлении бюджетных средств.
Ссылка в этом решении на ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ сама по себе не свидетельствует о том, что Ч. могла претендовать на денежную выплату для улучшения жилищных условий только по нормам этого Закона.
Действительно, подпунктом 4 пункта 1 указанной статьи в числе мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставших на учет после 1 января 2005 года, той же нормой предусмотрено их обеспечение жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, как правильно указывается в кассационной жалобе, в Ленинградской области действует Областной закон "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" от 02.03.2010 г. N 5-оз, пунктом 2 ст. 2 которого для граждан, указанных в его ст. 1 (в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны) предусмотрена возможность обеспечения жильем путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, по их письменным заявлениям.
Какого-либо ограничения указанного права в зависимости от времени постановки граждан на учет нормы Областного закона не устанавливают.
Согласно ст. 6 Областного закона финансирование расходов на реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим областным законом, производится за счет: средств федерального бюджета, предоставленных Ленинградской области в виде субвенций; средств областного бюджета Ленинградской области.
Согласно п. 1 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, Областной закон Ленинградской области не вступает в какое-либо противоречие с федеральным законодательством, а устанавливает дополнительные гарантии в области улучшения жилищных условий для указанных в нем категорий граждан.
Изложенное не принято во внимание судом первой инстанции при рассмотрении заявления Ч.
Поскольку судом не были исследованы в полном объеме материалы, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, возможность принятия нового решения по настоящему делу при его рассмотрении в суде кассационной инстанции отсутствует.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Областного закона Правительством Ленинградской области принято постановление от 01.06.2010 г. N 131 "О мерах по реализации областного закона "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Пунктом 3 утвержденного этим постановлением Порядка предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (приложение 2) предусмотрено, что гражданин, изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием выплаты, предоставляемой за счет средств федерального бюджета и областного бюджета, представляет в администрацию муниципального образования заявление, подписанное гражданином (и его супругой/супругом), по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Согласно п. 4 Порядка выплаты предоставляются по списку единой областной очереди, сформированной на 15 февраля и 15 июля текущего года комитетом по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, в хронологической последовательности - по дате приема граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджетах всех уровней на соответствующий финансовый год.
В связи с этим для правильного разрешения спора суду следовало установить, обращалась ли Ч. с соответствующим заявлением и было ли оно предметом рассмотрения на заседании рабочей группы при Правительстве Ленинградской области, созданной, как следует из протокола от 30.09.2010 г. N 8, для организации работы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании Федеральных законов от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Суду следовало также уточнить компетенцию указанной рабочей группы с учетом содержания вышеназванного Порядка предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Таким образом, вынесенное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, которому необходимо учесть изложенное и установить в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения заявления Ч.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 декабря 2010 года по настоящему делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 14 марта 2011 г. N 33-3423/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)