Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 22 марта 2011 г. N 33-3943
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Чуфистова И.В.
судей Стешовиковой И.Г., Гавриловой Н.В.
при секретаре Ю.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-5251/10 по кассационной жалобе Б. на решение Куйбышевского районного суда г. Санкт-Петербурга от 08 декабря 2010 года по иску Б. к Жилищному комитету Санкт-Петербурга о возложении обязанности предоставить социальную выплату и взыскании компенсации морального вреда.
заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения Б., ее адвоката Петровичевой Е.А. (по ордеру), представителя Жилищного комитета Санкт-Петербурга К., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
установила:
Б. обратилась в Куйбышевский районный суд г. Санкт-Петербурга с иском к Жилищному комитету Санкт-Петербурга, в котором просила суд возложить на ответчика обязанность произвести социальную выплату в размере <...> в счет погашения основного долга по ипотечному жилищному кредиту, полученному Б. в соответствии с договором, заключенным с Жилищным комитетом Санкт-Петербурга в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье".
Кроме названного требования, истец просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <...> рублей.
В обоснование поданного в суд иска Б. ссылалась на то обстоятельство, что соответствии с договором, заключенным с Жилищным комитетом Санкт-Петербурга в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" приобрела на денежные средства ипотечного жилищного кредита, выданного ЗАО <...>, однокомнатную квартиру <...>, однако, Жилищный комитет Санкт-Петербурга в нарушение условий договора отказался предоставить социальную выплату в размере <...> на компенсацию (оплату) части стоимости приобретенного жилого помещения.
Решением Куйбышевского районного суда г. Санкт-Петербурга от 08 декабря 2010 года Б. в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Б. просит решение суда отменить.
Представитель третьего лица - администрации Калининского района г. Санкт-Петербурга в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судебной повесткой, врученной под расписку в получении (л.д. 107).
Согласно части 2 ст. 354 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде кассационной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения Б., ее представителя, представителя Жилищного комитета Санкт-Петербурга, исследовав материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему выводу.
Судом районной инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства:
Б., Ш. (<...> истца) и П. (<...> истца) зарегистрированы и постоянно проживают в 2-х комнатах общей площадью <...> кв. м (<...> + <...>) коммунальной квартиры <...> (л.д. 64).
Б., Ш. и П. состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), предоставляемых по договору социального найма в жилищном отделе администрации Калининского района г. Санкт-Петербурга с 19 сентября 1985 года (л.д. 60).
В соответствии со статьей 20 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга", гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и имеющим возможность улучшения жилищных условий с использованием собственных денежных средств, содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий может оказываться в рамках целевых программ Санкт-Петербурга по основаниям, предусмотренным законами Санкт-Петербурга о соответствующих целевых программах Санкт-Петербурга.
Этой же статьей Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32 предусмотрено, что в рамках целевых программ Санкт-Петербурга гражданам могут быть предоставлены субсидии из бюджета Санкт-Петербурга на строительство или приобретение жилья, субсидии при получении ипотечных кредитов, иные субсидии в рамках целевых программ Санкт-Петербурга, а также возможность приобретения жилых помещений в рассрочку, в том числе на льготных условиях, возможность приобретения жилых помещений с использованием ссудонакопительных схем финансирования целевых программ Санкт-Петербурга, возможность приобретения жилых помещений с использованием иных финансовых механизмов, предусмотренных целевыми программами Санкт-Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от 26.04.2001 N 315-45 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" была утверждена целевая программа Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", финансирование мероприятий которой осуществляется в пределах средств, предусматриваемых ежегодно в бюджете Санкт-Петербурга и внебюджетных средств.
В целях реализации Закона Санкт-Петербурга от 26.04.2001 N 315-45 Правительством Санкт-Петербурга 04 декабря 2007 года принято Постановление N 1539 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье".
Согласно пункту 3 целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" в рамках Программы под участниками Программы понимаются и признаются нуждающимися в оказании государственной поддержки в улучшении жилищных условий одинокие молодые граждане в возрасте от 18 до 35 лет, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо на учете в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 4.1.1.2 целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", одним из мероприятий Программы, является предоставление субсидий или социальных выплат для оплаты части стоимости жилого помещения, приобретаемого у любых физических и юридических лиц, кроме оператора Программы, в том числе с использованием средств ипотечного жилищного кредита, в размере не менее 25 процентов от стоимости жилого помещения, а также дополнительно в размере не менее 5 процентов от стоимости жилого помещения на каждого ребенка.
27 декабря 2007 года оператором программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" - некоммерческим партнерством "Городской центр - доступное жилье" было учтено заявление Б. об участии в Программе (л.д. 7).
15 мая 2008 года администрацией Калининского района Санкт-Петербурга в адрес НП "Городской центр - доступное жилье" переданы документы учетного дела N <...> Б. (л.д. 58).
<...> между Жилищным комитетом Санкт-Петербурга, с одной стороны, и Б., с другой стороны, был заключен договор N <...>, в соответствии с пунктом 1.1. которого, Жилищный комитет Санкт-Петербурга принял на себя обязательство предоставить Б. в рамках реализации программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" социальную выплату за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере <...> руб. на оплату части стоимости жилого помещения (л.д. 35 - 38).
Этот же пункт договора возлагал на Б. обязанность в течение 12 месяцев с момента заключения договора использовать средства социальной выплаты по целевому назначению в соответствии с условиями Программы.
<...> между ЗАО <...> и Б. заключен кредитный договор N <...>, согласно которому последней был предоставлен ипотечный кредит на сумму <...> рублей для целевого использования - приобретения в собственность <...>, общей площадью <...> кв. м (л.д. 15 - 21).
В этот же день (<...>) между Б. и Т. был заключен договор купли-продажи <...> с использованием кредитных средств, предоставленных истцу ЗАО <...> (л.д. 46 - 48). Пунктом 3.1. договора предусмотрено, что с момента государственной регистрации права частной собственности Б. у ЗАО <...> возникают предусмотренные действующим законодательством права залогодержателя в отношении приобретенной Б. квартиры.
Договор купли-продажи квартиры и право частной собственности Б. на <...> зарегистрировано Управлением ФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области <...> (л.д. 45, 48).
Письмом от <...> N <...> администрация Калининского района г. Санкт-Петербурга сообщила Б. о том, что в связи с приобретением <...> и в соответствии с рекомендацией жилищной комиссии от <...> она (Б.) подлежит снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях и не вправе принимать участие в целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" (л.д. 43).
Распоряжением администрации Калининского района от <...> N <...> Б. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 42).
<...> письмом N <...> Жилищный комитет Санкт-Петербурга сообщил в адрес <...> о том, что распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от <...> N <...>-р в отношении Б. отменено решение Жилищного комитета о предоставлении ей социальной выплаты в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", в связи с чем, Жилищный комитет просит закрыть индивидуальный блокированный счет, на который были зачислены денежные средства социальной выплаты, причитающиеся Б., и вернуть денежные средства в установленном порядке в бюджет Санкт-Петербурга (л.д. 41).
Отказывая в удовлетворении иска Б., суд сослался на то обстоятельство, что квартира <...> была приобретена по договору купли-продажи до принятия Жилищным комитетом Санкт-Петербурга решения о предоставлении ей (Б.) социальной выплаты в рамках программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", а также на нарушение Б. порядка предоставления социальной выплаты, предусмотренного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04 декабря 2007 года N 1539 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", выражающееся в том, что Б. не согласовала с Жилищным комитетом Санкт-Петербурга параметры приобретаемого жилого помещения.
Судебная коллегия полагает невозможным согласиться с выводами суда первой инстанции, положенными в основание отказа Б. в удовлетворении заявленного иска.
То обстоятельство, что квартира истцом приобретена до принятия Жилищным комитетом решения о предоставлении истцу социальной выплаты, не означает, что приобретение истцом в собственность данного жилого помещения осуществлено вне рамок программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье".
В договоре от 13 мая 2010 N М-2597, заключенном между Жилищным комитетом Санкт-Петербурга и Б. указано, что социальная выплата истцу предоставляется в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" на основании распоряжения Жилищного комитета Санкт-Петербурга от <...> N <...>, а также определен размер этой выплаты.
Из письма от <...> N <...>, направленного Жилищным комитетом Санкт-Петербурга в адрес Петроградского отделения N <...>, видно, что денежные средства социальной выплаты уже зачислены на индивидуальный блокированный счет Б. В этом же письме указано, что распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от <...> N <...>-р отменено решение о предоставлении Б. социальной выплаты в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье".
Таким образом, представляется обоснованным довод кассационной жалобы о том, что решение о предоставлении Б. социальной выплаты в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" было принято Жилищным комитетом в соответствии с пунктами 4.5 и 4.6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04 декабря 2007 года N 1539.
Неполучение истцом согласования Жилищного комитета параметров приобретаемой квартиры, не могло являться основанием для отказа Б. в иске.
Общая площадь приобретенной Б. по договору купли-продажи квартиры составляет <...> кв. м (л.д. 45, 46).
Согласно пункту 4.6 Положения о порядке и условиях реализации целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 N 1539 социальная выплата может быть использована гражданами - участниками Программы по их выбору, в частности, на приобретение жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты в коммунальной квартире, приобретаемой в дополнение к занимаемым жилым помещениям (комнатам) в данной квартире, если в результате квартира становится отдельной) на территории Санкт-Петербурга или Ленинградской области общей площадью не менее учетного норматива жилищной обеспеченности на каждого гражданина - участника Программы, установленного Законом Санкт-Петербурга от 07.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (далее - учетный норматив);
Учетный норматив жилищной обеспеченности, установлен статьей 7 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного проживающего.
Таким образом, требование пункта 4.6 Положения о порядке и условиях реализации целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 N 1539, при приобретении квартиры Б. было соблюдено.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.2 Целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", данная Программа направлена на создание финансово-правового и организационного механизмов, обеспечивающих строительство (реконструкцию) и приобретение доступного жилья для молодежи и является одной из форм обеспечения граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, предусмотренной статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан".
При приобретении Б. в собственность квартиры <...> не была нарушена и норма предоставления площади жилого помещения, установленная пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" в размере 33 кв. м на одиноко проживающего гражданина.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия полагает обоснованным довод Б. о том, что ее действия по заключению кредитного договора и договора купли-продажи квартиры соответствовали тем обязательствам, которые впоследствии были предусмотрены пунктом 1.1 договора от <...> N <...>, заключенного с Жилищным комитетом Санкт-Петербурга.
Снятие администрацией Калининского района Санкт-Петербурга истца с учета нуждающихся в жилых помещениях было произведено после письменного сообщения Жилищного комитета Санкт-Петербурга в адрес районной администрации о том, что Б. в рамках Целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения (л.д. 9), в связи с чем, данное обстоятельство (снятие истца с учета), не могло служить причиной для отказа в иске.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении спора судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к неправильному применению норм материального и процессуального права, данные обстоятельства в соответствии с нормами ст. 362 ГПК РФ являются основанием для отмены обжалуемого решения.
Учитывая, что по настоящему делу сбор дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия полагает возможным постановить по делу новое решение об удовлетворении иска в части требований о возложении на Жилищный комитет Санкт-Петербурга предоставить Б. за счет средств бюджета Санкт-Петербурга социальную выплату.
Требования Б. о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, компенсации подлежит моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Моральный вред, связанный с нарушением имущественных прав граждан, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе.
В законодательстве, действующем на территории Российской Федерации, не содержится указаний о возможности компенсации морального вреда, причиненного гражданину нарушением его прав на предоставление социальной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Санкт-Петербурга от 08 декабря 2010 года по делу N 2-5251/10 в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности предоставить социальную выплату отменить.
Обязать Жилищный комитет Санкт-Петербурга предоставить Б. за счет средств бюджета Санкт-Петербурга социальную выплату в размере <...> на компенсацию (оплату) части стоимости жилого помещения - квартиры <...> в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04 декабря 2007 года N 1539 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье".
В остальной части решение Куйбышевского районного суда г. Санкт-Петербурга от 08 декабря 2010 года по делу N 2-5251/10 без изменения, а кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22 марта 2011 г. N 33-3943
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)