Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 24 марта 2011 г. N 33-4135
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Вашкиной Л.И.
судей Смышляевой И.Ю., Белисовой О.В.
при секретаре П.
рассмотрела в судебном заседании дело N 2-5600/2010 по кассационной жалобе на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2010 года по иску Д., М. о признании незаконным отказа в оформлении в собственность земельных участков, обязании Администрации района Санкт-Петербурга оформить в собственность земельные участки.
Заслушав доклад судьи Вашкиной Л.И., объяснения представителя заявителей - А., поддержавшей жалобу,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Заявитель Д. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации района Санкт-Петербурга в оформлении в ее собственность земельного участка, расположенного по адресу: <...>. Д. просила обязать Администрацию района Правительства Санкт-Петербурга оформить в собственность Д. указанный земельный участок, в обоснование заявленных требований указав, что распоряжением П. поселковой администрации Мэрии Санкт-Петербурга от 18 июля 1997 года N 577-р заявителю предоставлен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <...> на праве пожизненного наследуемого владения, общей площадью <...> га.
М. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации района Санкт-Петербурга в оформлении в его собственность земельного участка, расположенного по адресу: <...>, просил обязать Администрацию района Правительства Санкт-Петербурга оформить в собственность М. указанный земельный участок, в обоснование требований ссылаясь на то, что Распоряжением П. поселковой администрации Мэрии Санкт-Петербурга от 18 июля 1997 года N 577/1-р заявителю предоставлен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <...> на праве пожизненного наследуемого владения.
Определением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2010 года производство по делу по заявлениям Д. и М. объединены в одно производство.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2010 года в удовлетворении заявлений М., Д. отказано.
В кассационной жалобе заявители просят решение суда отменить, ссылаясь на его неправильность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Заявители Д. и М. обращались соответственно 30.04.2008 г. и 11.08.2008 г. в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с заявлениями об оформлении документов по передаче в собственность земельных участков соответственно N <...> и N <...> площадью <...> по адресу: <...> с целевым назначением для размещения индивидуальных жилых домов на основании распоряжений П. поселковой администрации от 18 июля 1997 года N 577 (Д.) и N 577/1-р (М.).
Заявителями представлены соответствующие распоряжения.
Впоследствии заявители также обращались в 2010 г. с заявлениями по вопросу оформления указанных участков в собственность.
В ответ на обращение Д. от 18.03.2010 г. Администрация района Санкт-Петербурга 19 апреля 2010 г. сообщила об отказе в оформлении в собственность указанного земельного участка по адресу <...>. Отказывая в оформлении в собственность земельного участка, Администрация указала на отсутствие правовых оснований для этого с учетом тех обстоятельств, что распоряжение, на которое ссылается Д. отсутствует в архивах фонда П. поселковой администрации, сведений о предоставлении указанного участка на основании указанного распоряжения не обнаружено.
В ответ на обращения М. от 24 и 25 марта 2010 г. Администрация района Санкт-Петербурга 19 апреля 2010 г. сообщила об отказе в оформлении в собственность указанного земельного участка по адресу <...>. Отказывая в оформлении в собственность земельного участка, Администрация указала на отсутствие правовых оснований для этого с учетом тех обстоятельств, что распоряжение, на которое ссылается М. отсутствует в архивах фонда П. поселковой администрации, сведений о предоставлении указанного участка на основании указанного распоряжения не обнаружено, а границы земельного участка, об оформлении в собственность которого просит М., совпадают с границами земельного участка, включенного в перечень земельных участков, подлежащих продаже на аукционе для индивидуального жилищного строительства.
Полагая указанные отказы в оформлении в собственность земельных участков незаконными, заявители обратились в суд с заявлениями о признании указанных отказов Администрации незаконными и обязании Администрации оформить в их собственность земельные участки, ссылаясь на ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.
Переоформление в собственность земельных участков, предоставленных гражданам в пожизненное наследуемое владение, производится с учетом положений п. 3, 9, 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. 30.06.2006).
Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" установлен новый упрощенный порядок оформления гражданами в собственность земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения.
Согласно новому порядку с 1 сентября 2006 года граждане, имеющие документы о том, что земельный участок принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения либо на праве постоянного (бессрочного) пользования или документ, в котором право на участок конкретно не названо, или невозможно определить вид этого права, автоматически наделяются правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
В соответствии с пунктами 3, 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность, при этом оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование (или пожизненное наследуемое владение), в установленных земельных законодательством случаях, сроком не ограничивается.
Государственная регистрация прав собственности на указанные земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок являются следующие документы:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 года N 2732-ра утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании.
Указанным Положением определен порядок оформления документов при передаче в собственность граждан земельных участков, принадлежащих гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования либо на праве пожизненного наследуемого владения и предоставленных до 30.10.2001 для индивидуального жилищного, дачного строительства и садоводства, а также фактически используемых собственниками расположенных на них индивидуальных жилых, дачных и садовых домов. Передача участков в собственность граждан осуществляется на основании заявлений граждан, распоряжений администраций районов Санкт-Петербурга о передаче в собственность граждан находящихся в их пользовании участков, а также заключаемых в соответствии с указанными распоряжениями договоров о передаче участков в собственность граждан, заявление подается в районный отдел КЗРиЗ по месту расположения участка (п. 1.2, п. 1.6).
Отказывая в удовлетворении заявлений, суд первой инстанции установил, что оспариваемые отказы в оформлении в собственность земельных участков приняты в пределах полномочий органа государственной власти - Администрации района, пришел к выводу о недоказанности заявителями предоставления, землеотвода и использования спорных земельных участков и отсутствии в связи с этим нарушения их прав оспариваемыми отказами.
Заявители ссылались на то, что спорные участки были им предоставлены в пожизненно наследуемое владение распоряжениями от 18.07.1997 г., в обоснование своих заявлений ими представлены указанные распоряжения.
Как следует из распоряжения П. поселковой администрации от 18 июля 1997 года N 577/1-р указанным распоряжением решено предоставить М. земельный участок по адресу: <...> на праве пожизненного наследуемого владения (п. 1); предусмотрено, что земельный участок предоставляется на условиях указанных в Договоре о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на предоставленном участке (п. 2); указано на необходимость исполнения обязанностей, предусмотренных Положением о порядке предоставления земельных участков под жилищное строительство (п. 3).
Как следует из распоряжения П. поселковой администрации от 18 июля 1997 года N 577/1 указанным распоряжением решено предоставить Д. земельный участок по адресу: <...> на праве пожизненного наследуемого владения (п. 1). Распоряжение содержит положения п. 2 и п. 3, аналогичные вышеизложенным.
Также заявителями предоставлены ситуационные планы участков с ориентировочными границами участков.
Судом установлено и из материалов дела следует, что отвод указанных земельных участков заявителям не производился, земельные участки в натуре им не выделены, что распоряжение администрации о землеотводе в районном отделе КЗРиЗ не было зарегистрировано и документ о праве (свидетельство о пожизненном наследуемом владении) не был оформлен, как того требовало Положение о порядке предоставления земельных участков под жилищное строительство, утвержденное Постановлением главы П. поселковой администрации от 08.10.1993 г. N 123-п, а также не были заключены заявителями предусмотренные распоряжениями и указанным Положением договоры о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности.
Указ Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (ред. от 24.12.1993), в редакции, действующей на момент издания вышеуказанных распоряжений о предоставлении земельных участков заявителям, предусматривал, что право пользования земельным участком должно подтверждаться свидетельством, которое подлежит регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству (п. 3).
Фактически отвод земельных участков не произведен, их границы не определены, документа, удостоверяющего право пожизненного наследуемого владения заявителям не выдавалось. Ситуационные планы земельных участков указывают на местоположение земельных участков - ориентировочные границы участков, не позволяют определить границы спорных земельных участков и определить их как индивидуально-определенную вещь, признать их земельными участками в том правовом смысле, который предусмотрен ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Также судом установлено, что фактически спорные земельные участки не использовались заявителями, постройки на них отсутствуют.
Спорные участки как часть свободных земель, являющихся государственной собственностью, не обремененных правами заявителей, свободных от построек, вошли в перечень земельных участков, подлежащих продаже на аукционе для индивидуального жилищного строительства. При этом формирование спорных участков заявителей не производилось. Оценивая земли, частью которых являются спорные участки, как свободные администрация района после рассмотрения по запросу <Юр.лицо> от 05.08.2008 г. и согласования Комитета по градостроительству и архитектуре 16.09.2008 г. вопроса о возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и продажи на аукционе, включила в перечень земельных участков, подлежащих продаже на аукционе для ИЖС, земельный участок, которым КЗРиЗ по Санкт-Петербургу присвоен адрес: <...> (восточнее <...>, лит. <...>), границы которого совпадают с границами земельного участка, на предоставление которого распоряжением от 18.07.1997 г. N 577/1-р ссылается М., о чем было сообщено М. при отказе в оформлении в собственность земельного участка. Также Д. было сообщено КЗРиЗ по Санкт-Петербургу о том, что границы земельного участка, об оформлении в собственность которого она просит, совпадают с границами одного из земельных участков, включенных в указанный перечень.
Доказательств фактического использования спорных участков, в частности, возведения на них построек или подготовки участков к строительству, получения и утверждения в установленном законом порядке проектной документации и разрешения на строительство, заявителями не представлено.
Кроме того, в архивах фонда П. поселковой администрации за 1997 г. отсутствуют сведения об отводе земельных участков заявителям, распоряжения от 18.07.1997 г. отсутствуют, имеется распоряжение N 577-р, однако оно издано 24.10.1997 г. и содержит иную информацию, что следует из сообщений Санкт-Петербургского государственного учреждения <Учреждение>.
Таким образом, указанные распоряжения П. поселковой администрации от 18 июля 1997 года не были реализованы заявителями, и нельзя признать, что спорные земельные участки были предоставлены заявителям, соответственно правами в отношении спорных земельных участков заявители не обладают.
Учитывая, что фактически предоставления заявителям спорных земельных участков не было, правами в отношении спорных земельных участков заявители не обладают, участки заявителями не используются, свободны от построек, отсутствуют правовые основания для оформления указанных участков в собственность заявителей.
При изложенных обстоятельствах судом правомерно не установлено прав заявителей в отношении земельных участков и обязанности Администрации оформить указанные земельные участки в собственность заявителей, соответственно правильно не установлено оснований полагать оспариваемые отказы Администрации в оформлении земельных участков в собственность заявителей незаконными, в связи с чем правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы сводятся к изложению позиции по делу, фактических обстоятельств дела, к толкованию норм материального права, несогласию с выводами суда, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене решения. Ссылки на положения п. 1 ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3, 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в обоснование доводов о незаконности отказа в оформлении участков в собственность, ссылки на вышеуказанные распоряжения Администрации о предоставлении земельных участков заявителям, на отсутствие предусмотренным законом оснований для изъятия у заявителей земельных участков несостоятельны, т.к. возникновение у заявителей прав на земельные участки судом обоснованно не установлено. Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, указанные обстоятельства получили правильную оценку суда. В соответствии со статьей 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда соответствуют обстоятельства дела и требованиям закона.
Доводы о том, что в 2008 г. была начата процедура оформления земельных участков, не порочат вышеуказанные выводы суда, а указанные доводы приведены в связи с обстоятельствами рассмотрения заявлений, поданных в КЗРиЗ и Администрацию, результатом чего явился отказ в оформлении права собственности. Доводы о том, что заявителями совершены действия по освоению земель для целевого вида разрешенного использования (завезена земля для выравнивания участков, подготовлены проекты индивидуальных жилых домов), не подтверждены материалами дела. Кроме того, как выше указано, распоряжения о предоставлении земельных участков заявителями не реализованы, права на земельные участки у них не возникли, тогда как оформление в собственность земельных участков, предоставленных под ИЖС до 30.10.2001 г., производится в отношении земельных участков, принадлежащих гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, в порядке предусмотренном Распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 года N 2732-ра. Доводы о том, что не имеет значения для оформления в собственность земельных участков то обстоятельство, что на них нет построек заявителей, неправомерны, поскольку распоряжение администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 года N 2732-ра определяет порядок оформления документов при передаче в собственность граждан земельных участков, фактически используемых собственниками расположенных на них индивидуальных жилых, дачных и садовых домов. По тем же мотивам не имеют значения доводы о причинах, по которым строительство не было начато.
При таком положении оснований к отмене решения не усматривается.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 марта 2011 г. N 33-4135
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)