Определение Ленинградского областного суда
от 25 августа 2011 г. N 33-4221/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Логовеевой Е.Г.
судей Насиковской А.А. и Шадриной Е.В.
при секретаре Первышиной Ю.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя истца - АОЗТ "<данные изъяты>" - Валуцкой А.В. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 8 июля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Логовеевой Е.Г.,объяснения представителя АОЗТ "<данные изъяты>" - Валуцкой А.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Сизьмина Е.Н. - Ибрагимова И.И., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
АОЗТ "<данные изъяты>" обратилось в суд с иском к Сизьмину Е.Н. и Васильевой В.И. о призннии недействительным договора купли-продажи земельной доли от 23 апреля 2008 года, а также сделки выдела в натуре земельной доли, признании права собственности АОЗТ "<данные изъяты>" на земельную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N.
В обоснование своих требований истец указал, что 23 апреля 2008 года Сизьмин Е.Н. в соответствии с договором купли-продажи доли земельного участка получил у Васильевой В.И. земельную долю 109 баллогектаров на земельном участке, находящемся по адресу: <адрес>, АОЗТ "<данные изъяты>", на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленных для сельскохозяйственного производства. Право собственности Сизьмина Е.Н. на указанную долю зарегистрировано в установленном законом порядке. Впоследствии Сизьмин Е.Н. выделил приобретенную по указанному договору земельную долю в натуре, поставил участок на кадастровый учет под N N
АОЗТ "<данные изъяты>" считает сделку купли-продажи земельной доли от 23 апреля 2008 года и сделку по выделу земельной доли незаконными, так как Васильева В.И., являясь акционером АОЗТ "<данные изъяты>", в соответствии с Уставом и Учредительным договором АОЗТ "<данные изъяты>", внесла свою земельную долю в Уставный капитал АОЗТ, таким образом, утратила право собственности на земельную долю, земля фактически была передана Обществу, общество ею пользовалось, несло бремя собственника земли, в то время как граждане такие обязанности не исполняли.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 8 июля 2011 года в удовлетворении иска АОЗТ "<данные изъяты>" отказано.
В кассационной жалобе представитель АОЗТ "<данные изъяты>" просит указанное решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указала, что судом при вынесении решения были нарушены нормы материального и процессуального права. Суд, удовлетворив ходатайство об истребовании из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Выборгский отдел) копии правоустанавливающих документов, на основании которых производилась перерегистрация перехода права собственности с ответчика Сизьмина Е.Н. на Шарова В.А. на земельный участок, не счел необходимым дождаться ответа на судебный запрос и известить данных лиц о рассмотрении дела с их участием. Суд рассмотрел дело при отсутствии достаточной совокупности доказательств. Кроме того, полагает, что не все фактические обстоятельства получили оценку в судебном решении. В судебном заседании не был исследован договор купли-продажи земельного участка, заключенный между Сизьминым Е.Н. и Шаровым В.А.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не усматривает оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 23 апреля 2008 года между Васильевой В.И. и Сизьминым Е.Н. заключен договор купли-продажи доли земельного участка, по условиям которого Васильева В.И. продала, а Сизьмин Е.Н. купил и принял у Васильевой В.И. принадлежащую ей на праве общей долевой собственности земельную долю (долю в праве) 109 баллогектаров, расположенную на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м. под кадастровым номером: N, находящуюся по адресу: <адрес>, АОЗТ "<данные изъяты>", на землях сельскохозяйственного назначения, предоставляемых для сельскохозяйственного производства.
При этом согласно п. 9 данного договора в соответствии с требованиями ст. 556 ГК РФ указанная в настоящем договоре доля земельного участка передана Васильевой В.И. и принята Сизьминым Е.Н. в состоянии, удовлетворяющем последнего, до подписания настоящего договора, который одновременно является передаточным актом (л.д.13).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N, выданному 27 мая 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за Сизьминым Е.Н. 27 мая 2008 года осуществлена государственная регистрация права собственности на 109 баллогектаров в общей долевой собственности (доля не определена) на земельный участок для ведения сельского хозяйства из земель сельскохозяйственного назначения, площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером: N, по адресу: <адрес>, Житковская волость, АОЗТ "<данные изъяты>".
Вместе с тем, из кадастрового паспорта земельного участка от 8 июня 2009 года N усматривается, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, МО "<данные изъяты>", в районе п. <адрес>, выделен из преобразованного в результате выдела участка с кадастровым номером: N, в счет земельной доли на основании пяти других свидетельств о государственной регистрации права, включая свидетельство о государственной регистрации права N от 27 мая 2008 года.
Кроме того, как следует из материалов дела, решением общего собрания участников общей долевой собственности от 9 августа 2009 года постановлено выделить земельные участки в счет земельных долей участникам общей долевой собственности, определено местоположение выделяемых земельных участков в счет земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, согласно публикациям в газете "Вести" и Протокола общего собрания, из которого видно, что на собрании по доверенности от конкурсного управляющего АОЗТ "<данные изъяты>" присутствовала в качестве представителя АОЗТ "<данные изъяты>", имеющего 88 долей, 9 592 баллогектара, гр. Коко Н.Е., которая также участвовала в голосовании за принимаемые собранием решения.
Решение общего собрания участников истцом не оспаривалось.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что АОЗТ "<данные изъяты>" распорядилось своей собственностью, выделив из общей долевой собственности принадлежащие ему на праве собственности земельные доли в земельные участки, признавая таким образом право на выдел земельных долей других участников общей долевой собственности.
Кроме того, одобрило сделку купли-продажи земельной доли Васильевой В.И. Сизьмину Е.Н..
Из письменного обращения государственного регистратора Выборгского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 20 апреля 2011 года N N усматривается, что по сведениям Единого государственного реестра прав право общей долевой собственности на долю в праве на земельный участок с кадастровым номером: N за Сизьминым Е.Н. прекращена в связи с выделом в натуре четырех земельных участков с кадастровыми номерами: N
При этом два земельных участка с кадастровыми номерами: N и N принадлежат на праве собственности Сизьмину Е.Н., тогда как на земельный участок с кадастровым номером: N зарегистрирован переход права общей долевой собственности от Сизьмина Е.Н. к другим лицам, а на земельный участок с кадастровым номером: N 21 июня 2010 года зарегистрирован переход права собственности от Сизьмина Е.Н. к другому лицу (л.д.82-83).
Государственный регистратор Выборгского отдела Управления Росреестра по ЛО также сообщал об отсутствии сведений в ЕГРП записи о правах Сизьмина Е.Н. на доли в праве на земельный участок с кадастровым номером: N (л.д.83).
При разрешении спора в по существу суд первой инстанции также учел факт заключения 23 апреля 2010 года Сизьминым Е.Н. с Шаровым В.А. договора дарения доли земельного участка, по условиям которого Сизьмин Е.Н. подарил Шарову В.А. земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером: N находящегося по адресу: <адрес>, МО "<данные изъяты>", в районе п. <адрес>, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для ведения сельского хозяйства. (л.д. 99).
Согласно сведениям, содержащимся в вышеуказанном договоре, указанный земельный участок принадлежал Сизьмину Е.Н. на основании следующих правоустанавливающих документов: Договора купли-продажи доли земельного участка от 1 февраля 2008 года, Договора купли-продажи доли земельного участка от 11 февраля 2008 года, Договора купли-продажи доли земельного участка от 7 апреля 2008 года, Договора купли-продажи доли земельного участка от 23 апреля 2008 года, Договора купли-продажи доли земельного участка от 23 апреля 2008 года, Протокола собрания участников общей долевой собственности на земельный участок от 9 августа 2009 года с учетом осуществления государственного кадастрового учета на основании кадастрового паспорта земельного участка от 9 декабря 2009 года N, выданного Территориальным отделом по <данные изъяты> району Управления Роснедвижимости по Ленинградской области, и осуществлением 4 марта 2010 года УФРС по СПб и ЛО государственной регистрации права собственности, записи регистрации N от 4 марта 2010 УФРС по СПб и ЛО. (л.д. 99).
По правилам ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделка дарения от 23 апреля 2010 года завершена, о чем свидетельствуют отметки на договорах, совершенные 21 июня 2010 года УФРС по СПб и ЛО (л.д.99-оборот).
Между тем, в силу абз.1 п. 1 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "абзац 1 пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ"
Тогда как определение предмета спора и избрание средств гражданского судопроизводства не входит в компетенцию суда, поскольку в силу п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права.
Следует также отметить, что постановленное 8 июля 2011 года судебное решение направлено на обеспечение стабильности гражданского оборота, прав и законных интересов всех его участников, а также защиты нравственных устоев общества, с учетом сложившейся судебной практики, которая учитывает правовые гарантии для добросовестных приобретателей и нормативное единство статей 166 и 302 ГК РФ по их конституционно-правовому смыслу.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда считает, что суд первой инстанции, отказав в предоставлении ЗАО "<данные изъяты>" судебной защиты имущественного права по избранным средствам гражданского судопроизводства, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствия выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела, постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Что касается довода кассационной жалобы о необоснованности рассмотрения дела в отсутствие привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Шарова В.А., то при отсутствии заявленных АОЗТ "<данные изъяты>" исковых требований к указанному лицу и отсутствии возражений представителя истца о рассмотрении дела в его отсутствии в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, данный довод не может быть положен в основу отмены судебного решения, поскольку приведенное нарушение нормы процессуального права не привело и не могло привести к неправильному разрешению дела.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, кассационная жалоба представителя не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы нет.
Поскольку при подаче представителем АОЗТ "<данные изъяты>" кассационной жалобы на решение суда от 8 июля 2011 года не была осуществлена уплата государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, а поданное представителем АОЗТ "<данные изъяты>" письменное заявление об отсрочке уплаты госпошлины (л.д.129-130) судом первой инстанции оставлено без рассмотрения и разрешения по существу, то у суда кассационной инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 1 и ст. 98 ГПК РФ имеются основания для взыскания с АОЗТ "<данные изъяты>" государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 8 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца - АОЗТ "<данные изъяты>" - Валуцкой А.В. - без удовлетворения.
Взыскать с Акционерного общества закрытого типа "<данные изъяты>" государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек).
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 25 августа 2011 г. N 33-4221/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)