Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 28 июля 2011 г. N 33-11496
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Красиковой И.В.
судей
Сальниковой В.Ю.
Стешовиковой И.Г.
при секретаре
Присекарь С.В.
рассмотрела в судебном заседании дело N 2-2555/11 по кассационной жалобе на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2011 года по иску Конради О.Э. к ЗАО "..." о расторжении договора, взыскании стоимости квартиры и неустойки.
Заслушав доклад судьи Красиковой И.В., объяснения представителя истицы- Коренек А.В., представителя ответчика- Фисенко М.А., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Конради О.Э. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ЗАО "..." о расторжении договора, взыскании стоимости квартиры и неустойки.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 27.05.2011 г. исковые требования Конради О.Э. удовлетворены. Судом расторгнут договор N... долевого участия в строительстве жилого дома от <дата> между Конради О.Э. и ЗАО "...". Суд взыскал с ЗАО "..." в пользу Конради О.Э. возмещение убытков - <...>., неустойку - <...> и судебные расходы по оплате услуг представителя - <...> и госпошлине - <...> В остальной части иска отказано. Суд также взыскал с ЗАО "..." госпошлину в доход государства - <...>
ЗАО "..." в кассационной жалобе просит решение суда в части удовлетворения исковых требований отменить, полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
В силу положений п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов дела, решением Приморского районного суда от 29.03.2010 г. по иску Конради О.Э. к ЗАО "...", ЗАО "...строй" и ОАО "Трест ..." о признании права собственности на ... квартиру <адрес>, иску третьего лица с самостоятельными требованиями ... к ЗАО "...", ЗАО "...строй" и ОАО "Трест ..." о признании права собственности на спорную квартиру и иску третьего лица с самостоятельными требованиями ... к ЗАО "...", ЗАО "...строй" и ОАО "Трест ..." о признании права собственности на спорную квартиру, суд признал право собственности на квартиру за ... в иске Конради О.Э. и ... отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14.09.2010 г. указанное решение оставлено без изменения.
Решением Приморского районного суда от 29.03.2010 г. установлено, что ЗАО "..." приобрело права и обязанности инвестора на основании договора N... от <дата> на инвестирование строительства жилого дома <адрес>, заключенного с застройщиком ЗАО "Трест ...", по условиям которого предусматривалась обязанность инвестора гарантировать первоочередное право на объект инвестирования дольщиков ЗАО "ИСК "..." и ООО "...". Пользуясь своими права по данному договору, ЗАО "..." заключил с Конради О.Э. - <дата> договор N... о долевом участии в строительстве жилого дома во вновь создаваемом объекте недвижимости по указанному адресу с учетом дополнительного соглашения от <дата> предметом которого являлась ... квартира в строящемся жилом доме. Указанным решением и представленными истцом копиями квитанций к приходно-кассовым ордерам от <дата>. факт исполнения истцом своих обязательств по договору по финансированию строительства в общей сумме <...>. установлен.
После исполнения истцом своих обязательств <дата> между "...", ЗАО "...строй" и ЗАО "Трест ..." заключено соглашение о перемене сторон в обязательствах, возникших из договора N... от <дата>., по условиям которого инвестором строительства вместо ЗАО "..." является ЗАО "...строй".
В дальнейшем, между ЗАО "..." и ЗАО "...строй" без согласия истца заключено соглашение о перемене сторон в обязательствах <дата>; ЗАО "...строй" приняло на себя обязанности по договору N... долевого участия в строительстве жилого дома, о чем в адрес Конради О.Э. направлено уведомление о необходимости заключения нового договора долевого участия в строительстве, подписания акта о зачете денежных средств с ЗАО "...строй" и расторжения договора долевого участия, заключенного между Конради О.Э. и ЗАО "...".
Удовлетворяя исковые требования Конради О.Э. в части расторжения договора долевого участия в строительстве жилого дома, заключенного между сторонами, суд обоснованно исходил из того, что существенное нарушение условий договора другой стороной (ч. 2 ст. 450 ГК РФ) имело место. Факт заключения первоначально трех договоров долевого участия в строительстве одной и той же однокомнатной квартиры по указанному адресу с Конради О.Э., ... и ... установлен вступившим в законную силу решением суда. Право собственности на спорную квартиру решением суда признано за ...., обязательства перед которым по передаче квартиры возникли по договору долевого участия в строительстве, заключенному с ... - <дата>., ранее, чем по договору заключенному с Конради О.Э. - <дата> и ... - <дата> В связи с признанием судом права собственности за другим дольщиком, исполнение обязательств ЗАО "..." перед истцом по договору долевого участия от <дата> по передаче индивидуально-определенной вещи невозможно, требования истца о расторжении заключенного с ответчиком договора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод ответчика о том, что истец должен обратиться с иском с указанными требованиями к ЗАО "...строй" в связи с заключением соглашения в <дата> о перемене лиц в обязательстве, судом проверен и правомерно признан несостоятельным.
Последствия неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь предусмотрены статьей 398 ГК РФ, в силу которой в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность кредитору, последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях. Это право отпадает, если вещь уже передана третьему лицу, имеющему право собственности. Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал, что требование о возмещении убытков основано на законе (ст. 398 ГК РФ).
При определении размера убытков (ст. 15 ГК РФ) суд первой инстанции сослался на отчет об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости от <дата> ООО "... инвестиционных проектов" (л.д....), согласно которому по состоянию на <дата>. рыночная стоимость квартиры по указанному адресу составляет <...>.
Судебная коллегия находит данный вывод суда в части определения размера убытков ошибочным.
Поскольку ответчик не исполнил перед истцом взятого на себя обязательства, вытекающего из договора инвестирования строительства, и передача квартиры, являющейся предметом договора, невозможна, денежная сумма, внесенная по этому договору - <...> подлежит взысканию в пользу истца в качестве реальных убытков.
Удержание указанных денежных средств ответчиком при невозможности передать объект инвестирования является неправомерным. Убытки в размере рыночной стоимости аналогичной квартиры по состоянию на дату рассмотрения дела, не подлежат взысканию, поскольку истец внес денежные средства в размере <...>., произведенные истцом расходы квалифицируются как убытки и подлежат взысканию с ответчика.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда в части размера подлежащей взысканию суммы подлежит изменению, и в пользу истца следует взыскать внесенные по договору денежные средства в сумме <...>.
В соответствии с ч. 3 ст. 98 ГПК РФ подлежит изменению размер госпошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход государства до <...> пропорционально взысканной сумме.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд вышел за пределы исковых требований, признав соглашение частично недействительным, нарушив при этом нормы гражданского законодательства, несостоятельны, поскольку суд не принимал решение о признании соглашений недействительными.
Довод кассационной жалобы о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора по требованиям о расторжении договора также не может служить основанием для отмены решения, поскольку при рассмотрении настоящего дела ответчик об этом не заявлял, не лишен был возможности представлять свои возражения по существу предъявленных требований. Кроме того, о претензиях истца, связанных с неисполнением договора, ответчику было известно и при рассмотрении гражданского дела 2-52/10 в Приморском районном суде Санкт-Петербурга.
Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2011 года изменить в части взыскания в пользу Конради О.Э. с ЗАО "..." убытков в сумме <...> и в части госпошлины.
Взыскать с ЗАО "..." в пользу Конради О.Э. в возмещение убытков <...>
Взыскать с ЗАО "..." в доход государства госпошлину в сумме <...>
В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 июля 2011 г. N 33-11496
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)