Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 9 августа 2011 г. N 33-12138
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стешовиковой И.Г.
судей
Красиковой И.В.
Гавриловой Н.В.
при секретаре
Присекарь С.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-1765/11 по кассационной жалобе на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 мая 2011 года по иску Зайцевой В.И. к Севостьяновой Е.Н. о признании недействительным завещания.
Заслушав доклад судьи Стешовиковой И.Г., объяснения представителя истицы <...>., представителя ответчицы - <...>
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Зайцева В.И. обратилась в суд с иском к Севостьяновой Е.Н. о признании недействительным нотариально удостоверенного завещания, составленного наследодателем Алексеевой А.Ф. <дата> которым наследодатель завещала все свое имущество ответчице. <дата> наследодатель Алексеева А.Ф. умерла. Истица полагала, что завещание от <дата> является недействительным, поскольку нарушает ее права как наследника по завещанию от <дата>
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> Зайцевой В.И. в удовлетворении иска отказано.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского районного суда Санкт-Петербурга от 22.02.2010 г. указанное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда Черкасовой Г.А., в передаче дела в порядке надзора отказано.
При повторном рассмотрении иска Зайцевой В.И. в Невском районном суде Санкт-Петербурга решением от <дата> в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Зайцева В.И. просит решение суда от 18.05.2011 г. отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что Алексеева А.Ф. являлась собственником <...> доли квартиры <адрес> Собственником <...> доли этой же квартиры являлась сестра Алексеевой А.Ф. - Денисова А.Ф. <дата> Денисова А.Ф. умерла. <дата> Алексеева А.Ф. умерла.
На основании завещаний от <дата> Денисова А.Ф. и Алексеева А.Ф. все свое имущество, в том числе указанную квартиру, завещали своей племяннице Зайцевой В.И.
<дата> Алексеева А.Ф. составила завещание, согласно которому она все свое имущество, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось, завещала обслуживающему ее социальному работнику Севостьяновой Е.Н.
<дата> Алексеева А.Ф. составила завещание, аналогичное по содержанию завещанию от <дата> но подписанное рукоприкладчиком <...> ввиду болезни Алексеевой А.Ф. и по ее просьбе.
В соответствии с ч. 3 ст. 1125 ГК РФ завещание должно быть собственноручно подписано завещателем. Если завещатель в силу физических недостатков тяжелой болезни или неграмотности не может подписать завещание, оно по его просьбе может быть подписано другим гражданином в присутствии нотариуса.
В силу ч. 2 ст. 1131 ГК РФ завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Отказывая в удовлетворении требований Зайцевой В.И. об оспаривании завещания, суд правомерно исходил из того, что воля Алексеевой А.Ф., выраженная в завещании от <дата> на передачу всего своего имущества в порядке наследования Зайцевой В.И., была изменена завещанием от <дата> и впоследствии подтверждена в завещании от <дата>, которое по своему содержанию повторяет завещание от <дата>, а следовательно не изменяет его, чем лишает Зайцеву В.И. наследовать имущество Алексеевой А.Ф. по завещанию от <дата>
Завещание от <дата> истицей не оспорено, требований о признании его недействительным в силу ничтожности не заявлено, завещание объективно существует, не отменено, не изменено, не признано недействительным. Ответчица Севостьянова Е.Н. является наследником имущества Алексеевой А.Ф. по завещанию от <дата>
Между тем, суд первой исследовав обстоятельства, при которых Алексеева А.Ф. составляла оспариваемое истицей завещание от <дата> и, оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу, что Алексеева А.Ф., не имела физических недостатков и тяжелых заболеваний, препятствующих личному подписанию завещания. Доказательств того, что в момент составления оспариваемого завещания Алексеева А.Ф. была лишена возможности по состоянию здоровья в силу объективных причин, вызванных тяжелой болезнью, самостоятельно подписать завещание, суду представлено не было.
Таким образом, завещание от <дата>, подписанное за Алексееву А.Ф., рукоприкладчиком <...> составлено с нарушением требований ст. 1125 ГК РФ.
Однако, вывод суда, о том, что хотя заявленные истицей требования нашли подтверждение при рассмотрении дела, но в удовлетворении иска следует отказать, поскольку Зайцева В.И. является ненадлежащим истцом по заявленным требованиям, правомерен. Завещание от <дата> не нарушает права истицы, как самостоятельное завещание, поскольку не отменяет составленное Алексеевой А.Ф. завещание от <дата> в пользу истицы. Завещание от <дата> в рамках рассматриваемого иска истицей не оспаривается.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию истицы, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не свидетельствуют о наличии законных оснований к отмене постановленного по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 9 августа 2011 г. N 33-12138
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)