Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 8 сентября 2011 г. N 33-13783/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Сопраньковой Т.Г.
судей
Селезневой Е.Н.
Ильичевой Е.В.
при секретаре
Немченко А.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-2782/11 по кассационной жалобе Тахтаева В.Е. на решение Выборгского районного суда Санкт - Петербурга от 20 июля 2011 года по иску Тахтаева В.Е. к Администрации Выборгского района Санкт - Петербурга о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязании принять на учет и предоставить жилое помещение,
Заслушав доклад судьи Сопраньковой Т.Г.,
Выслушав объяснения истца Тахтаева В.Е., его представителя Анишкиной И.Е., представителя ответчика Администрации Выборгского района Санкт - Петербурга - Артемовой Н.С.,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Тахтаев В.Е. обратился в суд с иском к Администрации Выборгского района Санкт - Петербурга о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязании принять на учет и предоставить отдельное жилое помещение, ссылаясь в обоснование иска на то обстоятельство, что, являясь участником и инвалидом Великой Отечественной Войны, зарегистрирован и проживает в трехкомнатной коммунальной квартире, где учетная норма общей площади жилого помещения на одного человека составляет менее 15 кв. м. По данным основаниям истец неоднократно обращался в Администрацию Выборгского района с просьбой поставить его на учет нуждающихся в жилых помещениях, однако ему было отказано.
Решением Выборгского районного суда Санкт - Петербурга от 20 июля 2011 года исковые требования Тахтаева В.Е. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец ставит вопрос об отмене постановленного судебного акта, считает его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения районного суда.
Материалами дела подтверждается, что с 22 апреля 2010 года истец Тахтаев В.Е. был зарегистрирован в отдельной трехкомнатной квартире, общей площадью 56,18 кв. м., расположенной по адресу: <адрес>, в качестве родственника А.И. с согласия А.В. и Ч.О., которые являются собственниками жилого помещения на основании договора передачи квартиры в собственность граждан N... от 19.11.1992 г.
Согласно справке о регистрации всего в указанной квартире зарегистрировано пять человек: истец, трое собственников и несовершеннолетний Ч.А. (л.д. 18).
В соответствии с характеристикой жилого помещения, квартира, в которой зарегистрирован истец, представляет собой жилое помещение, состоящее из трех сугубосмежных комнат площадью 19, 64 кв. м., 10,30 кв. м. и 11,08 кв. м.
23 сентября 2010 года и 14 января 2011 года Тахтаев В.Е. обращался в Администрацию Выборгского района Санкт - Петербурга с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Однако Тахтаеву В.Е. было отказано в постановке на учет со ссылкой на то, что обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны жилой площадью осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в силу положений которого обеспечению жилой площадью подлежат ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно Закону Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" от 19.07.2005 г. N 407-65 для постановки на учет учетная норма площади жилого помещения на одного члена семьи составляет 9 кв. м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах, уровень обеспеченности общей площадью для истца превышает учетную норму, а также указано на неподтвержденность 10 лет проживания в Санкт-Петербурге.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правовых оснований для признания Тахтарова В.Е. нуждающимся в жилом помещении, обязании администрации Выборгского района принять его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставить отдельное жилое помещение не имеется.
Судебная коллегия полагает указанный вывод суда правильным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в частности, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" от 19.07.2005 года N 407-65 учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Согласно п. 2 ст. 1 указанного Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 21 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 года N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" коммунальная квартира - квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством.
Суд первой инстанции, рассматривая заявленные требования, руководствовался вышеперечисленными нормами права, признал, что квартира, в которой истец зарегистрирован, не является коммунальной, в связи с чем, на каждого проживающего в указанной квартире на момент рассмотрения спора приходилось по 11,20 кв. м (56,18 кв. м. : 5), что превышает учетную норму для граждан, проживающих в отдельной квартире.
Таким образом, при превышении размера площади, приходящейся на истца, учетной нормы, установленной вышеуказанным Законом Санкт-Петербурга, основания для удовлетворения требований Тахтаева В.Е. о постановке его на учет нуждающихся у суда отсутствовали.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что судом в обоснование отказа в удовлетворении заявления Тахтаева В.Е. были приведены также положения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Установив, что Тахтаев В.Е. ухудшил свои жилищные условия, продав 13.10.2008 года принадлежащий ему на праве собственности земельный участок площадью 415 кв. м. с расположенным на нем жилым домом общей площадью 29,7 кв. м. по адресу: <адрес>, без приобретения иного жилья, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", во взаимосвязи с требованиями ст. 53 ЖК РФ, пришел к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого заявителем отказа в приеме на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что основания для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеется.
Довод кассационной жалобы истца о том, что при разрешении спора суд первой инстанции должен был применить положения Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" является несостоятельным, поскольку названный Указ предусматривает необходимость обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако не регулирует порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Соответственно, порядок признания этих граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановке на учет.
Таким образом, установив, что в силу действующего жилищного законодательства истец не может быть поставлен на учет нуждающихся, суд первой инстанции обоснованно не применил положения названного Указа Президента Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец никогда ранее не обеспечивался жильем за счет государства, принадлежащее ему жилое помещение не отвечало установленным санитарным нормам и требованиям не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене судебного акта, поскольку данных о том, что Тахтаев В.Е. состоял по прежнему месту жительства на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий нет. Напротив, материалы дела содержат информацию о том, что в местной администрации <...>, где ранее проживал истец, также не установлено оснований к принятию его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 59).
Иные доводы кассационной жалобы истца не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является, других доказательств суду не представлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт - Петербурга от 20 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 8 сентября 2011 г. N 33-13783/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)