Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 10 октября 2011 г. N 33-15235
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Вашкиной Л.И.
Белисовой О.В.
при секретаре
Сперанской С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2- 1465/11 по кассационной жалобе Яковченко М.Г. на решение Сестрорецкого районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 августа 2011 года по иску Яковченко М.Г. к администрации Курортного района Санкт-Петербурга, Территориальному управлению Росимущества в Санкт-Петербурге, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Санкт-Петербургу о включении земельных участков в состав наследственного имущества и признании права собственности на земельные участки.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения Яковченко М.Г., её адвоката Петровичеву Е.А. (по ордеру), возражения представителя Территориального управления Росимущества в Санкт-Петербурге - Лебедеву М.А. (по доверенности), представителя администрации Курортного района Санкт-Петербурга - Розанову Е.С. (по доверенности), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Яковченко М.Г. обратилась в Сестрорецкий районный суд г. Санкт-Петербурга с иском к администрации Курортного района г. Санкт-Петербурга о включении в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти её дедушки - М.Н.Я., земельного участка площадью "..." кв. м., находящегося по адресу: "..." и земельного участка площадью "..." кв. м., расположенного по адресу: "..."..
В обоснование заявленного иска Яковченко М.Г. ссылалась на то обстоятельство, что в 2003 году приняла наследство, открывшееся после смерти её матери - М.М.Н. и состоящее из жилого дома N "адрес", а затем - в январе 2011 года ей (истцу) стало известно о том, что отец М.М.Н. - М. Н.Я. являлся собственником земельного участка, на котором расположен этот дом, в связи с чем, по мнению истца, данный земельный участок в соответствии с правилами статьи 1146 ГК Российской Федерации должен быть включён в состав наследства и принадлежать ей на праве собственности.
Решением Сестрорецкого районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 августа 2011 года Яковченко М.Г. отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Яковченко М.Г. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленного иска.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Санкт-Петербургу в заседание судебной коллегии не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещён. Согласно части 2 ст. 354 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде кассационной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства по делу было установлено, что Яковченко (до брака - М.) М.Г. является внучкой М. Н.Я. по линии матери - М.М.Н (л.д. 17, 20).
М.О.Н. "..." года рождения, умершая "..." года, являлась так же дочерью М.Н.Я. и приходилась М.М.Н. родной сестрой (л.д. 16, 19).
Решением Сестрорецкого районного суда г. Санкт-Петербурга от "..." года по делу N, вступившим в законную силу, установлен факт принятия М.М.Н. наследства в виде ? доли дома N "адрес", открывшегося после смерти сестры М.О.Н.(л.д. 29-30).
Решением Сестрорецкого районного суда г. Санкт-Петербурга о т "дата" года по делу N установлен факт принятия Яковченко М.Г. наследства, открывшегося после смерти матери - М.М.Н. Этим же решением признано право собственности Яковченко М.Г. на ? долю дома N "адрес", расположенного на земельном участке площадью "..." кв. м. (л.д.32-33).
17 октября 2003 года ГУЮ "Городское бюро регистрации прав на недвижимость" на основании решения Сестрорецкого районного суда г. Санкт-Петербурга от "..." года по делу N зарегистрировано право общей долевой собственности Яковченко Маи Георгиевны на ? долю дома N "адрес" (л.д. 34).
В качестве доказательства обоснованности своих доводов о том, что указанные в исковом заявлении земельные участки принадлежали М.Н.Я. на праве собственности, Яковченко М.Г. ссылалась на документы, полученные в Центральном государственном историческом архиве - заявления М.Н.Я. в Земскую Управу Петроградского уезда о выделении ему земельного участка от "дата"года (л.д. 10), резолюции должностного лица (инженера) об отсутствии препятствий к выделению М.Н.Я. земельного участка (л.д. 11), решения Петроградской уездной земской Управы от "дата" года о выделении М.Н.Я. земельного участка в пос. Лисий Нос Стародеревенской волости Петроградского уезда согласно плану (л.д. 13, 14).
Отказывая Яковченко М.Г. в удовлетворении иска, суд правильно сослался на Декрет II Всероссийского съезда Советов "О земле" от 27 октября (08 ноября по новому стилю) 1917 года.
Согласно принятому II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 27 октября 1917 года Декрету о земле было определено, что право частной собственности на землю отменялась навсегда; земля не продаже, покупке, сдаче в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена. Вся земля - государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д. - отчуждалась безвозмездно, обращалась во всенародное достояние и переходила в пользование всех трудящихся.
Обращение земли в государственную собственность и возможность предоставления ее только в пользование, в том числе гражданам, были отражены в Гражданском кодексе РСФСР 1922 года, Земельном кодексе РСФСР 1922 года.
При этом, согласно примечанию 1 к статье 59 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года бывшие собственники, имущество которых было экспроприировано на основании революционного права или перешло во владение трудящихся до 22 мая 1922 года, не имеют права требовать возвращения этого имущества.
В соответствии с Гражданским кодексом РСФСР 1964 года, Земельным кодексом РСФСР 1970 года земля также являлась исключительной собственностью государства и могла предоставляться только в пользование.
Учитывая приведённые выше законоположения, М.Н.Я. к моменту его смерти не являлся обладателем права собственности на земельный участок, на котором располагался дом впоследствии являвшийся объектом прав наследования МА.М. (супруги), М.О.Н. (дочери), М.М.Н.(дочери) и Яковченко М.Г. (внучки), что в свою очередь, по смыслу статей 1110, 1112, 1146 Гражданского кодекса Российской Федерации, делает невозможным включение указанных истцом земельных участков в состав наследственного имущества М.Н.Я. и признание в отношении данных объектов недвижимости права собственности истца в порядке наследования.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сестрорецкого районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 августа 2011 года по делу N 2-1465/11 оставить без изменения, кассационную жалобу Яковченко М.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10 октября 2011 г. N 33-15235
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)